mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятиле¬тий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Ус¬пехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, по¬дойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природ¬ных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами про¬мышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в по¬лучении сведений экологического характера. Наконец, развитие систем массовой коммуникации (печатные СМИ, радиовещание, телевидение, Internet) содействовало росту информированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказывае¬мых на нее людьми, и их действительных и возможных последст¬виях. Действие указанных обстоятельств, кстати, в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии и специалистов по экологии.
Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на значитель¬ный прогресс в деле экологического просвещения населения, уро¬вень экологической культуры большинства людей остается не¬достаточно высоким. Причин этому несколько. Во-первых, эколо¬гические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный, конъюнктурный и зачастую про¬тиворечивый характер; на этом фоне ощущается явный недоста¬ток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Во-вторых, имеющаяся информация носит, как пра¬вило, либо узкоутилитарный, бытовой характер (что можно и че¬го нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотносится с потребностями и интересами людей, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. Последнее, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осущест¬вляемого в стенах образовательных учреждений различных уровней. Между тем в складывающихся обстоятельствах именно сис¬тема образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи воспитания экологической культу¬ры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных све¬дений экологического характера широким массам населения, а с другой - максимально содействовать переводу знаний и представ¬лений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности.
Особую актуальность в связи с этим приобретает задача под¬готовки педагогического персонала образовательных учрежде¬ний, способного в полной мере осуществлять упомянутые функ¬ции. Причем такая подготовка предполагает не только традици¬онную специализацию представителей смежных с экологией педа¬гогических специальностей - учителей биологии и географии, от¬части химии, астрономии и природоведения, но и вовлечение в нее всех потенциальных участников педагогического процесса -учителей гуманитарных и технологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей и социальных педагогов, психологов образовательных учреждений и др. Необ¬ходимость такого подхода сегодня очевидна многим: без всеоб¬щей экологизации образовательного процесса воспитание у под¬растающего поколения экологической культуры останется чрез¬вычайно трудновыполнимой задачей.
Впрочем, экологическое образование будущих педагогов при¬звано служить не только подготовке к осуществлению воспитания у детей культуры взаимоотношений с окружающей их природной средой. Сегодня все большее признание получает точка зрения, согласно которой экологическая культура рассматривается в ка¬честве необходимого компонента профессиональной культуры педагога. Действительно, без осознания учителями, воспитателями, представителями других педагогических специальностей влияния, оказываемого разнообразными природными и социальными фак¬торами на развивающуюся личность и в значительной мере обу¬словливающего характер и направление ее развития, без умения строить свою деятельность на основе учета этих факторов, сего¬дня вряд ли возможно добиться столь ожидаемого обществом по¬вышения эффективности педагогического труда.
В данном пособии мы знакомим студентов, осваивающих ту или иную педагогическую специальность, с существующими в на¬стоящее время в экологической науке различными концепциями, подходами, взглядами отечественных и зарубежных ученых на проблемы, составляющие предмет современной социальной эколо¬гии и экологии человека; даем историографию некоторых вопро¬сов; показываем различные подходы при разработке основ поня¬тийно-категориального аппарата, предоставив тем самым читате¬лю возможность самостоятельно анализировать, сравнивать, вы¬рабатывать собственную точку зрения по каждому из освещаемых вопросов. В то же время в пособии содержится достаточное коли¬чество материала, разработанного собственно его авторами.
В приложении к данному пособию, которое является его логи¬ческим продолжением, представлен хрестоматийный материал из произведений выдающихся ученых: В.И.Вернадского, Н.А.Бер¬дяева, Л. Леви-Брюля, К.Э.Циолковского, П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, А. Л. Чижевского и других, знакомство с которыми, безусловно, будет полезно студентам, значительно обогатит их общекультурный и профессиональный уровень, и мы уверены, что обсуждение этих небольших фрагментов на семинарских занятиях побудит многих студентов к полнообъемному изучению произве¬дений того или иного автора.
ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ НАУКАМ
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛЮДЕЙ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
История возникновения и развития экологических представле¬ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок¬ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.
Процесс становления трудовой и общественной организации первобытных людей, развитие их умственной и коллективной дея¬тельности создавали основу для осознания не только самого фак¬та своего существования, но и для все большего понимания зави¬симости этого существования как от условий внутри своей обще¬ственной организации, так и от внешних природных условий. Опыт наших далеких предков постоянно обогащался и передавал¬ся из поколения в поколение, помогая человеку в его повседнев¬ной борьбе за жизнь.
Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри¬годности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они до¬бывали собирательством и охотой. Тогда же началось использо¬вание природных источников огня для приготовления пищи, по¬требительские качества которой в условиях термической обра¬ботки существенно улучшались.
Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо¬вания для осуществления тех или иных целей. Созданные перво¬бытным человеком технические средства свидетельствуют, с од¬ной стороны, о совершенствовании производственных умений и навыков людей, а с другой стороны, являются доказательством «познания» ими внешнего мира, так как любое, даже самое при¬митивное, орудие требует от его создателей знания свойств при¬родных объектов, а также понимания назначения самого орудия и знакомства со способами и условиями его практического исполь¬зования.
Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за¬щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.
Начиная с 8-го тысячелетия до н. э. в Передней Азии начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива¬ния сельскохозяйственных культур. В странах Средней Европы такого рода аграрная революция произошла в 6-2-м, тысячелети¬ях до н.э. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не¬обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме¬нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это¬му же времени относится и открытие людьми зависимости погод¬ных явлений от астрономических циклов.
Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz