Социальная экология
Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создавае¬мых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих инди¬видуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.
Таким образом преодолеваются первоначальные попытки све¬дения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор вы¬явил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмо¬ций как единиц экологического сознания. При этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.
Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец пред¬принимает попытку выделить структурные компоненты экологи¬ческого сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания ис¬следователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, харак¬терных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исто¬рического опыта, который усвоен определенной категорией лю¬дей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разреше¬ниями и запретами, знаково-символическими функциями взаимо¬действия с миром, принятыми в данной социальной группе.
К основным свойствам или признакам экологического созна¬ния автор относит следующие:
- социальный характер экологического сознания, что обуслов¬лено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сфор¬мировавшимися традициями;
- опосредованность символами, знаками, в том числе вербаль¬ными средствами восприятия человеком мира природы;
- саморефлексивность;
- внутренний диалогизм и др.
Особое внимание автор уделяет проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смыс¬ла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического со¬знания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.
Необходимо отметить, что такой подход вызывает определен¬ный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического созна¬ния. Недаром в свое время известный русский поэт Ф. И. Тютчев написал прекрасное стихотворение:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В этом стихотворении ценностно-смысловая сторона природы выражена в поэтической форме, предваряя то, что в последующем получило название биоцентрического или экоцентрического эко¬логического сознания в противовес традиционному антропоцен¬трическому подходу.
В этом плане нам представляется наиболее плодотворным под¬ход, когда характеризуется не просто структура экологического сознания, а структура типов такого рода сознания. Это дает воз¬можность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных на¬ми ранее С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина. Авторы, выделяя противо¬положные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли ие¬рархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков ан¬тропоцентрического и восемь - экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указан¬ных типов экологического сознания.
Для удобства восприятия сведем эти признаки в единую табли¬цу (см. табл. 5).
Таблица 5
Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания
Антропоцентрическое экологическое сознание
Экоцентрическое экологическое сознание
1. Высшую ценность представляет человек
1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
2. Иерархическая картина мира
2. Отказ от иерархической картины мира
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей
3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворе¬ние как потребностей человека, так и потребностей всего природного со¬общества
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку
4. «Экологический императив»: пра¬вильно только то, что не нарушает существующее в природе экологиче¬ское равновесие
5. Природа воспринимается как объ¬ект человеческой деятельности
5. Природа воспринимается как рав¬ноправный субъект по взаимодейст¬вию с человеком
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы
6. Этические нормы и правила рав¬ным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть под¬чинен целям и задачам человека
7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматиз¬мом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью со¬хранить природу ради нее самой и ради людей
Таким образом, выделенные признаки, являющиеся одновре¬менно и структурными компонентами разных типов экологиче¬ского сознания, дают возможность представить некоторую цело¬стную описательную характеристику данным типам.
Итак, антропоцентрическое экологическое сознание - это осо¬бая форма отражения природных объектов и явлений действи¬тельности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.
Впрочем, следует отметить, что ряд современных ученых, за¬нимающихся проблемами социальной экологии, считают некор¬ректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.
Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразую¬щую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов эколо¬гического сознания. В последние годы значительно активизиру¬ются экспериментальные исследования различных сторон эколо¬гического сознания. Так, Т. В. Иванова изучала экологические цен¬ности в общественном сознании и выявила любопытный факт: экс¬центрическая направленность сознания более характерна для мо¬лодых людей - 17-19-летних, для которых природа обладает са¬мостоятельной ценностью независимо от ее возможного использо¬вания. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ про¬фессии и характер будущей деятельности актуализируют мотива¬цию, для которой природа приобретает все в большей мере праг¬матический объективный характер.
К аналогичным результатам пришла И. В. Кряж, которая про¬вела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два раз¬ных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равно¬душие - экологическая безграмотность - безответственность -жестокость - эгоизм», с другой - «альтруизм - стремление к внут¬ренней гармонии - переоценка жизненных ценностей - ответствен¬ность - поиск духовной основы - экологическая озабоченность -любовь к природе - потребность в общении с ней».
Таким образом преодолеваются первоначальные попытки све¬дения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор вы¬явил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмо¬ций как единиц экологического сознания. При этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.
Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец пред¬принимает попытку выделить структурные компоненты экологи¬ческого сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания ис¬следователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, харак¬терных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исто¬рического опыта, который усвоен определенной категорией лю¬дей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разреше¬ниями и запретами, знаково-символическими функциями взаимо¬действия с миром, принятыми в данной социальной группе.
К основным свойствам или признакам экологического созна¬ния автор относит следующие:
- социальный характер экологического сознания, что обуслов¬лено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сфор¬мировавшимися традициями;
- опосредованность символами, знаками, в том числе вербаль¬ными средствами восприятия человеком мира природы;
- саморефлексивность;
- внутренний диалогизм и др.
Особое внимание автор уделяет проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смыс¬ла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического со¬знания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.
Необходимо отметить, что такой подход вызывает определен¬ный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического созна¬ния. Недаром в свое время известный русский поэт Ф. И. Тютчев написал прекрасное стихотворение:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В этом стихотворении ценностно-смысловая сторона природы выражена в поэтической форме, предваряя то, что в последующем получило название биоцентрического или экоцентрического эко¬логического сознания в противовес традиционному антропоцен¬трическому подходу.
В этом плане нам представляется наиболее плодотворным под¬ход, когда характеризуется не просто структура экологического сознания, а структура типов такого рода сознания. Это дает воз¬можность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных на¬ми ранее С.Д.Дерябо и В. А. Ясвина. Авторы, выделяя противо¬положные типы экологического сознания (антропоцентрическое и экоцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли ие¬рархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков ан¬тропоцентрического и восемь - экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указан¬ных типов экологического сознания.
Для удобства восприятия сведем эти признаки в единую табли¬цу (см. табл. 5).
Таблица 5
Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания
Антропоцентрическое экологическое сознание
Экоцентрическое экологическое сознание
1. Высшую ценность представляет человек
1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
2. Иерархическая картина мира
2. Отказ от иерархической картины мира
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей
3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворе¬ние как потребностей человека, так и потребностей всего природного со¬общества
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку
4. «Экологический императив»: пра¬вильно только то, что не нарушает существующее в природе экологиче¬ское равновесие
5. Природа воспринимается как объ¬ект человеческой деятельности
5. Природа воспринимается как рав¬ноправный субъект по взаимодейст¬вию с человеком
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы
6. Этические нормы и правила рав¬ным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть под¬чинен целям и задачам человека
7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматиз¬мом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения
8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью со¬хранить природу ради нее самой и ради людей
Таким образом, выделенные признаки, являющиеся одновре¬менно и структурными компонентами разных типов экологиче¬ского сознания, дают возможность представить некоторую цело¬стную описательную характеристику данным типам.
Итак, антропоцентрическое экологическое сознание - это осо¬бая форма отражения природных объектов и явлений действи¬тельности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.
Впрочем, следует отметить, что ряд современных ученых, за¬нимающихся проблемами социальной экологии, считают некор¬ректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.
Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразую¬щую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов эколо¬гического сознания. В последние годы значительно активизиру¬ются экспериментальные исследования различных сторон эколо¬гического сознания. Так, Т. В. Иванова изучала экологические цен¬ности в общественном сознании и выявила любопытный факт: экс¬центрическая направленность сознания более характерна для мо¬лодых людей - 17-19-летних, для которых природа обладает са¬мостоятельной ценностью независимо от ее возможного использо¬вания. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ про¬фессии и характер будущей деятельности актуализируют мотива¬цию, для которой природа приобретает все в большей мере праг¬матический объективный характер.
К аналогичным результатам пришла И. В. Кряж, которая про¬вела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два раз¬ных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равно¬душие - экологическая безграмотность - безответственность -жестокость - эгоизм», с другой - «альтруизм - стремление к внут¬ренней гармонии - переоценка жизненных ценностей - ответствен¬ность - поиск духовной основы - экологическая озабоченность -любовь к природе - потребность в общении с ней».
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях