Социальная экология
Второе положение - правильное познание и, как итог, его со¬вершенное знание; считается, что полностью джайнское знание открывается только тем, кто смог избавиться от вредной кармы.
Третье - праведная жизнь, под которой понимается жесткая ориентированность на соблюдение определенных норм поведения. Все члены джайнистской общины добровольно принимают на себя пять основных обетов: не причинять вреда живому (ахимса - бук¬вально отказ от насилия), не красть, не прелюбодействовать, не стяжать, быть искренним и благочестивым в речах.
Итак, принцип ахимсы - отказ от насилия по отношению к жи¬вой природе, занимает одно из ведущих мест в этике джайнизма; джайны не едят мяса, стремятся не причинять вреда даже мелким животным, не говоря об охоте на крупных животных; то же самое относится и к растениям: к примеру, они не едят клубней и корней, а также плодов, содержащих много семян - источник жизни; для них характерна забота как о домашних, так и о диких животных.
Обоснование принципа ахимсы в джайнизме носит вполне оп¬ределенный, конкретный и категоричный характер: нельзя причи¬нять вреда живому, поскольку оно обладает душой и находится на своем пути в цепи перевоплощений, поэтому произвольное пре¬рывание нарушает этот процесс и отрицательно сказывается на карме человека, совершившего насилие.
Буддизм. Наряду с джайнизмом почти одновременно с ним (VI-V вв. до н.э.) возник буддизм, в котором много общего с джайнизмом, но и очень много отличий, которые и сделали впо¬следствии буддизм мировой религией. Рассмотрим как решается проблема ненасилия в буддизме.
Суть учения буддизма в его первоначальной основе изложена в трех проповедях Гаутамы, Будды.
В первой проповеди он указывает на две крайности, которые необходимо избегать: потворства чувственным наслаждениям и крайнего аскетизма. Это можно сделать, выбрав срединный путь, который способствует видению и знанию, ведет к миру, высшей мудрости, просветлению и нирване. Срединный путь - это вось¬меричный путь, включающий в себя: правильное понимание, пра¬вильную мысль, правильную речь, правильное действие, правиль¬ный образ жизни, правильное намерение, правильное усилие, пра¬вильную концентрацию.
Далее Гаутама отмечает, что жизнь - это страдание, дуккха: рождение, разложение, болезнь и смерть есть дуккха; все, связанное с привязанностями, желаниями, есть страдание. Причина страдания состоит в желаниях, в привязанностях к жизни, чувственным на¬слаждениям. Прекращение страдания возможно путем отстране¬ния от желаний, отречения, отказа от них, освобождения от жела¬ний, что осуществляется прохождением по восьмеричному пути.
Во второй проповеди излагается учение об отсутствии души у человека. Осознание этой иллюзии приводит к свободе.
В третьей проповеди говорится о «колесе жизни», которое при¬водится в движение неведением, затемняющим истинный разум человека. Неведением обусловлены действия, формирующие обы¬денное сознание, которое выделяет в мире формы наименования, становящиеся, в свою очередь, объектами для наших органов чувств. В результате контакта с формами и наименованиями по¬являются чувства, которые порождают желания, желания стано¬вятся причиной жадности, в современном толковании - неуемно¬го потребительства.
Таково сложное отношение буддистов к миру, к тому, что в нем реально бытует. Все это затрудняет понимание буддизма для обыденного сознания, в том числе и понимание его этики.
Между тем следует отметить, что буддизм, как и джайнизм, придавал большое значение этике, нормам поведения. Постичь буддийское чтение можно, только следуя жестко фиксированным этическим стандартам.
Обоснованием этических принципов буддизма является, так же как и в джайнизме, необходимость избавления от кармы и дости¬жения нирваны. Однако карма здесь понимается по-иному, как сумма добродетелей и пороков данного индивида, причем не толь¬ко в нынешней жизни, но и во всех перерождениях, а основное вни¬мание обращается не столько на сами действия, сколько на созна¬тельные поступки или даже моральные и аморальные намерения. Поэтому любой человек может в этой жизни заложить основы бу¬дущей кармы, которая помогла бы в последующих перерождениях рассчитывать на достижение незамутненного сознания и спасения. Следовательно, человек должен вести себя надлежащим образом, чтобы позитивная карма увеличивалась, а негативная ослаблялась.
В качестве ведущего этического принципа здесь выступает принцип ахимсы в буддийском варианте, который означает не только отказ от насилия, но и непричинение зла и даже непротив¬ление злу насилием. Наряду с этим в буддизме ненасилие приоб¬ретает и некоторое новое звучание. Принцип ахимсы, как и в джайнизме, имеет первостепенное значение, но насыщается до¬полнительным содержанием и выступает как средство преодоле¬ния человеческого эгоцентризма и антропоцентризма. В то же время принцип ахимсы не доводится здесь до крайности. Так, на¬пример, чань-буддисты в средневековом Китае придерживались принципа «срединного пути», стремились максимально щадить природу, признавая, однако, что человек не может прожить, не убивая и не поедая живые существа. В процессе взаимодействия с природой главным критерием является отсутствие личной заинте¬ресованности в результатах своей практической деятельности, которая может нанести вред живым существам.
Что касается окружающей социальной среды, то человеку буд¬дизм предписывает относиться к ней с любовью и милосердием, в то же время особая, исключительная привязанность к кому-либо решительно осуждается. С другой стороны, буддийская любовь -это скорее не активная, деятельная позиция, а пассивно-благожела¬тельное настроение - непротивление злу, прощение обид.
Согласно буддийской концепции ненасилие не означает ис¬пользование активных, ненасильственных методов в достижении справедливости, поскольку сама справедливость признается, как и мир в целом, майей, иллюзией. Все это означает принятие мира таким, каков он есть. Отсюда этика ненасилия состоит не в том, чтобы что-то изменять, а в том, чтобы не усугублять страдания, которыми пронизана вся жизнь, отказаться от личного участия в совершении насилия, принуждения, «давления». Проявления люб¬ви и милосердия выступают как естественные состояния человека, но они признаются таковыми, пока отвечают требованиям «средин¬ного пути». Чрезмерные любовь и сострадание - это формы при¬вязанности к жизни, загрязнения сознания, от которых нужно так же освобождаться, как и от проявлений враждебности, зла и т.п. Поэтому ахимса, отказ от насилия - это лишь ступенька индиви¬дуального продвижения к цели, разрыву цепи перевоплощений, к нирване, а не нравственный принцип, имеющий самоценность, посредством которого возможно торжество, жизни, имеющей не¬преходящее значение.
Индуизм. Наиболее общими принципами индуизма являются следующие.
Мир признается не как случайное сочетание, а как иерархиче¬ски упорядоченное целое, космос. Всеобщий вечный порядок, ор¬ганизующий вселенную как единое целое, называется дхарма («держать»), без дхармы мир не мог бы существовать. Дхарма во¬площает в себе некую безличностную закономерность вселенского целого и лишь вторично, производно выступает в качестве зако¬на, предопределяющего судьбу человека. Так устанавливается ме¬сто каждой частицы в ее отношении к целому. Из всеобщей дхар¬мы выводится дхарма отдельно взятого предмета.
Дхарма пронизывает все и выступает в роли имманентной справедливости, поэтому всякому индусу рекомендуется тщатель¬но обдумывать свое действие; правильное действие есть добро, неправильное - зло, т.е. нравственная оценка поступка происхо¬дит в зависимости от соответствия дхарме.
Однако поскольку каждое действие является результатом на¬мерения и желания индивида, то душа будет рождаться и вопло¬щаться в мире до тех пор, пока не освободится от элементов вся¬кого желания. Смысл существования состоит в том, чтобы интуи¬тивно познать, что множественность мира - обман, ибо есть одна Жизнь, одна Сущность, одна Цель. В постижении данного един¬ства и состоит спасение, величайшее благо, освобождение и выс¬шее назначение. Жизнь вечна и безгранична не своей продолжи¬тельностью, а познанием вселенной в себе самом и себя во всем.
Совокупность средств, которая дает такую возможность, назы¬вается йогой. Именно в системе йоги в качестве основного пред¬писания выступает принцип ахимсы. Йога включает в себя восемь ступеней: воздержание (яма), выполнение предписания (нияма), упражнение тела (асана), управление дыханием (пранаяма), от¬влечение чувств от их объектов (пратьяхара), сосредоточение соз¬нания (дхарана), созерцание (дхьяна), сосредоточение в состоянии транса (самадхи).
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях