mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология


В нашей стране нетрудно видеть насколько мы и в сознании и в действиях пассивны, а то и безразличны в социальном отноше¬нии. Между тем каждому очевидно не только то, что политиче¬ские страсти оттесняют на задний план экологическую проблему, но и то, что перманентный в последнее время социальный кризис усугубляет эту действительно жизненно важную проблему.
Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «че¬ловек-общество-природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зре¬лого мировоззрения. Еще мыслители Древней Греции хорошо понимали, что нельзя понять данную систему вне обращения к законам более общей системы, ее надсистемы. Наверное, надо согласиться с тем, что в данном отношении экологическое мыш¬ление в значительной мере ущербно. Похоже, мировоззренче¬ский уровень понимания экологических проблем, каким он был во времена В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского, И. Тейяра де Шардена, Э. Леруа, А. Швейцера, сегодня плохо про¬сматривается. Исправление такого положения - серьезная задол¬женность ученых.
Без высокого уровня мировоззрения нельзя прийти и к столь важному для экологии эмоциональному восприятию окружающе¬го мира - мироощущению, ядром которого было бы чувственное ощущение единства Универсума и исходящего отсюда единства человека и природы.
Для поддержания именно нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в ши¬роком понимании данного научного термина. Прежде всего это научные и управленческие учреждения и предприятия экологиче¬ского профиля. Далее, это социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых - средства массовой информа¬ции, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной функции, являющейся важнейшим фактором формирования эко¬логической культуры в целом. Поэтому, как нам представляется, активное участие в просветительной работе средств массовой ин¬формации преподавателей вузов и школ, аспирантов и студентов -их профессиональный и нравственный долг. Социальные инсти¬туты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, - тот «механизм», который поддерживает и развивает экологическую культуру общества.
Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания -школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны зало¬жить основы индивидуальной экологической культуры, дать эко¬логические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличе¬ния можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся или нет с экологической проблемой будущие поколения.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
В неспециальном виде «экологическое образование» осуществ¬лялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Вос¬тока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии - Конфуция, Лао-цзы, Де¬мокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию эколо¬гической науки.
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представле¬ние о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, опре¬деляющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое по¬нимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч.Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.
Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением в научный оборот самого термина «экология» Э.Гек-келем в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образо¬вания происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. соци¬альной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз явля¬ется экологическое просвещение.
Наше российское экологическое образование имеет давние тра¬диции формирования знаний о взаимоотношениях человека и при¬роды. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилия¬ми таких светил отечественного естествознания, как А. Н. Бекетов и К.А.Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX -начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологи¬ческого образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.
Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом государственно важном деле. В 20-30-х годах на¬чалось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, осо¬бенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учеб¬ные программы по биологии и географии, многие из которых со¬хранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В по¬слевоенные годы принимается ряд постановлений по охране при¬роды с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отно¬шения к ней и ее охране. В 50-60-е годы природоохранное про¬свещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР прини¬маются законы об охране природы; в учебном процессе усилива¬ется природоохранительная тематика; в начальной школе выделя¬ется самостоятельный предмет «природоведение». В 70-80-е го¬ды особое внимание уделяется вопросам образования в сфере ра¬ционального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и ме¬тодов обучения Академии педагогических наук СССР была соз¬дана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная ком¬плексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в эколо¬гическом образовании явилась разработка программ факульта¬тивных курсов по охране природы.
Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования ба¬зировалось на ряде методологических принципов, сформулиро¬ванных еще в 80-х годах такими учеными, как С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с при¬родой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность при¬родной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с со¬циальными условиями - основа физического и духовного здоро¬вья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды не¬избежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человече¬ской деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.
Учеными были разработаны специфические принципы эколо¬гического образования: принцип единства познания-пережива¬ния-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи гло¬бального, национального и краеведческого подхода к анализу эко¬логических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидак¬тике составили основу экологического образования.
Первый принцип из группы «специфических» ориентирует пе¬дагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на уче¬ника как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недо¬оценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтатель¬ности, либо к расчетливому «узкому» практицизму.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz