Социальная экология
Целью воспитания детей данного возраста (11-14 лет) является формирование позитивного отно¬шения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики.
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с приро¬дой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знани¬ях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необхо¬димости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.
Специалисты по школьному экологическому образованию об¬ращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяс¬нение конкретного опыта общения школьника с природой; озна¬комление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствую¬щая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятель¬ность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.
Уровень современного школьного образования во многом за¬висит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно на¬звать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необхо¬димо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический лагерь» или, начиная с млад¬ших классов, проектных уроков, типа: «Лес - мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство».
В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной куль¬туры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для уче¬ников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образо¬вания и т.д.). В качестве примера приведем лицей эколого-информационных технологий («Ноосферная школа»). Основные принци¬пы учебно-воспитательного процесса здесь исходят из понимания единства человека и всего остального мира; философским осно¬ванием стала концепция всеединства, разработанная к началу на¬шего века русскими мыслителями-софиологами В.Соловьевым, П.Флоренским, С.Булгаковым и др. Натурфилософским основа¬нием стала научно-философская концепция биосферы и ее пере¬ход в ноосферу В. Вернадского. Данная концепция была разрабо¬тана группой ученых Иркутска - Ю.Абрамовым, М.Алешкевичем, А. Буровским, А. Костиным - и внедрена в инновационное учебное заведение второго дополнительного профориентационного образования (средняя школа № 24 г. Иркутска).
Цель данной образовательной программы - воспитание эколо¬гической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гар¬монии человека и природы, становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.
Задачи образовательной программы.
1. Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам естественного, общественно-гуманитарного цикла, рас¬крывающие характер взаимоотношений и взаимодействия приро¬ды и человека как в далеком историческом прошлом на современ¬ном этапе и в перспективе на XXI в.
2. Провести анализ причин последствий и путей преодоления экологического кризиса.
3. Сформировать у учащихся личностное отношение к сохра¬нению окружающей среды, активную жизненную позицию.
Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.
Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обще¬ству, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования озна¬чает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей.
Переходя к вузовскому экологическому образованию, мы должны констатировать, что соответствующее школьное образо¬вание и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавате¬ля школы в стенах педагогического вуза.
Об уровне такой подготовки дают определенное представление количественные данные, взятые нами из выборочных экспертных оценок специалистов в этой области. Так, при изучении готовно¬сти выпускников вузов 1997 г. к экологическому образованию школьников до 30% из них показали высокую степень и знаний и методической подготовки. Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных учреждениях выявила, что за период с 1991 по 1996 г. 27% педагогов, ведущих социальную экологию, повы¬сили свою квалификационную категорию. В то же время есть данные последних лет иного, негативного, характера. Исследо¬вания уровня профессиональной компетентности 1300 педагогов и абитуриентов педагогических вузов показали, что около 25% педагогов не владеют в достаточной мере техникой ретрансля¬ции экологических знаний, не способны вместить содержание экологического образования в рамки общих естественнонауч¬ных знаний, до 50% выпускников школы - абитуриентов педаго¬гических вузов - не владеют современной экологической куль¬турой, продолжают придерживаться потребительских взглядов на природную среду.
Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что, не¬смотря на многие отрицательные внешние объективные факторы и недостаточную освоенность методики экологического образо¬вания, здесь наблюдаются несомненные сдвиги. Налицо постоянное расширение экологической тематики, в том числе ее социальной составляющей в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватываю¬щими и школу и профессиональное образование.
Значительно увеличился объем научных исследований в облас¬ти теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учеб¬ники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.
Недостаточная же степень развитости экологического образо¬вания в вузах, конечно, объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии, в том числе по ее социальному аспекту; во многих об¬ластях экологии как предмета науки и преподавания остается больше проблем, чем их решений; отчетливо сказывается и общий социальный фон - недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе, охваченном кризисом другого рода.
В результате эффективность экологического преподавания в школе, главном звене экологического образования и воспитания, пока не удовлетворительна.
Что касается непосредственно внутривузовских проблем эко¬логического образования, то полагаем, что многие из них доста¬точно хорошо известны самим и преподавателям и студентам: не¬хватка учебных пособий, далеко не полная оснащенность новейшей техникой исследований и т. д. Мы же здесь укажем лишь на некото¬рые изъяны в постановке экологического образования, может быть, не столь очевидные.
Наверное, следует признать, что еще недостаточно разработа¬на сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и кон¬кретных методических разработок; система общего среднего об¬разования не располагает устоявшимися принципами экологиче¬ского образования; есть определенный разрыв между довольно неплохим уровнем общего школьного экологического образова¬ния и уровнем развития эколого-педагогического образования; наметилось обострение противопоставления гуманитарной, есте¬ственнонаучной и технической культур, в частности, в связи с этим в экологическом образовании объемно представлено естест¬веннонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное, в том числе во многом обделена вниманием социальная экология.
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с приро¬дой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знани¬ях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необхо¬димости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.
Специалисты по школьному экологическому образованию об¬ращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяс¬нение конкретного опыта общения школьника с природой; озна¬комление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствую¬щая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятель¬ность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.
Уровень современного школьного образования во многом за¬висит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно на¬звать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необхо¬димо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический лагерь» или, начиная с млад¬ших классов, проектных уроков, типа: «Лес - мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство».
В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной куль¬туры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для уче¬ников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образо¬вания и т.д.). В качестве примера приведем лицей эколого-информационных технологий («Ноосферная школа»). Основные принци¬пы учебно-воспитательного процесса здесь исходят из понимания единства человека и всего остального мира; философским осно¬ванием стала концепция всеединства, разработанная к началу на¬шего века русскими мыслителями-софиологами В.Соловьевым, П.Флоренским, С.Булгаковым и др. Натурфилософским основа¬нием стала научно-философская концепция биосферы и ее пере¬ход в ноосферу В. Вернадского. Данная концепция была разрабо¬тана группой ученых Иркутска - Ю.Абрамовым, М.Алешкевичем, А. Буровским, А. Костиным - и внедрена в инновационное учебное заведение второго дополнительного профориентационного образования (средняя школа № 24 г. Иркутска).
Цель данной образовательной программы - воспитание эколо¬гической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гар¬монии человека и природы, становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.
Задачи образовательной программы.
1. Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам естественного, общественно-гуманитарного цикла, рас¬крывающие характер взаимоотношений и взаимодействия приро¬ды и человека как в далеком историческом прошлом на современ¬ном этапе и в перспективе на XXI в.
2. Провести анализ причин последствий и путей преодоления экологического кризиса.
3. Сформировать у учащихся личностное отношение к сохра¬нению окружающей среды, активную жизненную позицию.
Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.
Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обще¬ству, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования озна¬чает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гумани-тарных и экологических ценностей.
Переходя к вузовскому экологическому образованию, мы должны констатировать, что соответствующее школьное образо¬вание и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавате¬ля школы в стенах педагогического вуза.
Об уровне такой подготовки дают определенное представление количественные данные, взятые нами из выборочных экспертных оценок специалистов в этой области. Так, при изучении готовно¬сти выпускников вузов 1997 г. к экологическому образованию школьников до 30% из них показали высокую степень и знаний и методической подготовки. Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных учреждениях выявила, что за период с 1991 по 1996 г. 27% педагогов, ведущих социальную экологию, повы¬сили свою квалификационную категорию. В то же время есть данные последних лет иного, негативного, характера. Исследо¬вания уровня профессиональной компетентности 1300 педагогов и абитуриентов педагогических вузов показали, что около 25% педагогов не владеют в достаточной мере техникой ретрансля¬ции экологических знаний, не способны вместить содержание экологического образования в рамки общих естественнонауч¬ных знаний, до 50% выпускников школы - абитуриентов педаго¬гических вузов - не владеют современной экологической куль¬турой, продолжают придерживаться потребительских взглядов на природную среду.
Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что, не¬смотря на многие отрицательные внешние объективные факторы и недостаточную освоенность методики экологического образо¬вания, здесь наблюдаются несомненные сдвиги. Налицо постоянное расширение экологической тематики, в том числе ее социальной составляющей в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватываю¬щими и школу и профессиональное образование.
Значительно увеличился объем научных исследований в облас¬ти теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учеб¬ники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.
Недостаточная же степень развитости экологического образо¬вания в вузах, конечно, объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии, в том числе по ее социальному аспекту; во многих об¬ластях экологии как предмета науки и преподавания остается больше проблем, чем их решений; отчетливо сказывается и общий социальный фон - недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе, охваченном кризисом другого рода.
В результате эффективность экологического преподавания в школе, главном звене экологического образования и воспитания, пока не удовлетворительна.
Что касается непосредственно внутривузовских проблем эко¬логического образования, то полагаем, что многие из них доста¬точно хорошо известны самим и преподавателям и студентам: не¬хватка учебных пособий, далеко не полная оснащенность новейшей техникой исследований и т. д. Мы же здесь укажем лишь на некото¬рые изъяны в постановке экологического образования, может быть, не столь очевидные.
Наверное, следует признать, что еще недостаточно разработа¬на сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и кон¬кретных методических разработок; система общего среднего об¬разования не располагает устоявшимися принципами экологиче¬ского образования; есть определенный разрыв между довольно неплохим уровнем общего школьного экологического образова¬ния и уровнем развития эколого-педагогического образования; наметилось обострение противопоставления гуманитарной, есте¬ственнонаучной и технической культур, в частности, в связи с этим в экологическом образовании объемно представлено естест¬веннонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное, в том числе во многом обделена вниманием социальная экология.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях