mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология


В целом И. В. Кряж отмечает, что, к сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в не¬посредственном общении с природой связываются преимущест¬венно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полу¬ченные Т.В.Ивановой и И. В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это осо¬бенно характерно для нашей страны), что новая экологическая эти¬ка, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор сис¬тема экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных цен¬ностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы обра¬зования подрастающего поколения, которая в полной мере учи¬тывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.
Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г.Козлова в своей работе акцентиру¬ет внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркут¬ске в качестве ноосферного образования ставится проблема фор¬мирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, эколо¬гического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понима¬ние органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.
Таким образом, в современном образовательном процессе пред¬принимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психоло¬гических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии (опыт проектирования и внедрения). -Иркутск,1998.
Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в ус¬ловиях развитого социализма: Дис.... канд. философ, наук. - М., 1981.
Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопро¬сы психологии. - 1999. -№ 3. - С. 83-88.
Кочергш А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и соз¬нание. - Новосибирск, 1987.
Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 65-75.
Современные проблемы экологии. - М., 1997.
ГЛАВА 9 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В философии культура определяется как специфический спо¬соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценно¬стях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе.
Как отмечает Э. В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознатель¬ной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по от¬ношению к природной и социальной необходимости.
Культура в качестве социального явления может быть опре¬делена в самом общем виде как «образ жизни» человека и обще¬ства. И в этом своем статусе культура представляет собой важ¬нейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.
В настоящее время современное общество оказалось перед вы¬бором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической ката¬строфе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. По¬следнее возможно при условии коренной перестройки мировоз¬зрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.
Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, не¬отъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мыш¬ления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилиза¬ции он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наи¬большим основанием это утверждение относится и к современно¬сти, когда пришло время синтеза социального и природного на¬чал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее само¬ценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологиче¬ские принципы в деятельности людей по сохранению и воспроиз¬водству природных богатств.
С позиций культурологии экологическая культура представля¬ет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духов¬но-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и на¬учно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельно¬сти. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку ос¬мыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоя¬нием природы; правовая - удерживает человека в рамках разре¬шенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гар¬монии в природе; физическая - ориентирует человека на эффек¬тивное развитие его природных сущностных сил; нравственная -одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодейст¬вие всех этих культур и порождает экологическую культуру. По¬нятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, ко¬торая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».
Экологический подход привел к вычленению внутри социаль¬ной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановле¬ния различных элементов культурной среды, созданной человече¬ством на протяжении его истории.
Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологиче¬ской культуры в частности становится не степень отличия соци¬ального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «челове¬ческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.
Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в се¬бя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В каче¬стве особого элемента выступают экологические институты, при¬званные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.
В условиях усугубляющегося экологического кризиса выжи¬вание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую на¬правленность.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz