mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология


Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-спе¬циалист по социальной экологии, педагог дополнительного эколо¬гического образования, педагог дошкольного экологического обра¬зования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и рассчитаны на будущее, что немаловажно для ву¬зовского педагогического образования. Недостаточно активно внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педагогической практике, экологическому краеведению - столь же и свое¬временные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваи¬ваются традиции разных народов, их экологическая культура, не налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ.
Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию могли бы способство¬вать формированию его целостной научно обоснованной струк¬туры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в дан¬ной области, должна включать ряд элементов.
1. Экологическое образование студента педагогического вуза как компонент, органически присущий его общей культуре.
2. Формирование гуманистической среды вуза как условие раз¬вития экологической культуры и практической готовности выпу¬скника к школьному экологическому образованию и воспитанию в их современном и прогрессивном понимании.
3. Подготовка педагога-эколога для образования на профес¬сионально-квалифицированном уровне.
Основываясь на этой структуре, выстраивается схема последо¬вательного экологического образования в педагогическом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и самораз¬витие студента, усвоение им культурных и природных приорите¬тов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уров¬нях. В соответствии с данной доминантой организуется обучение по всей общеэкологической программе. На второй стадии усваи¬ваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего спе¬циалиста. Как следствие, формируется целый ряд предметов фун¬даментального экологического образования: общая экология, со¬циальная экология, прикладная экология и т.д. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студен¬та, для выбора квалификации. На четвертой стадии студенты ус¬ваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследователь¬ской и научно-педагогической деятельности в этой области; соз¬даются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.
Важная роль в формировании экологической культуры обще¬ства отводится социальным институтам. Так, Н.Н.Храменков вы¬деляет четыре основных типа экологических социальных институ¬тов, которые в зависимости от своих функций разделяются на практические, научные, педагогические и управленческие. Большое значение при этом придается средствам массовой информации (печать, радио, телевидение).
Стоить отметить также заключительный документ Конферен¬ции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) - программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо сущест¬венно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчиво¬му развитию.
Осмысление специфики устойчивого развития начинается с ус¬воения того, что в центре такого развития находится человек, ко¬торый имеет неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь, что охрана окружающей среды реально должна стать важ¬нейшим элементом процесса устойчивого развития, что общество перейдет к коэволюционному способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, что¬бы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях и реализовать стремление человека к личному и социальному благо¬получию.
Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере рас¬крыть непреходящую значимость природы для человеческого су¬ществования.
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В научно-педагогической литературе получили широкое распро¬странение такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация соз¬нания», «экологизация мышления», «экологизация образования». Во всех случаях под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и матери¬альной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации общественного бытия. Г.С.Смирнов определяет, например, экологизацию сознания как изменение направленности сознания, ориентацию его на более адекватное отражение состоя¬ния внешней среды и соответственно ценностных установок в по¬требностях и деятельности человека. С понятием «экологизация ин¬дивидуального сознания» связаны также такие понятия, как «эколо¬гизация мышления», «экологизация мироощущения», «экологиза¬ция потребностей», «экологизация поведения» и др. Каждой исто¬рической эпохе соответствует свое определенное мировоззрение.
Экологизация системы образования (Н. М. Мамедов) - это ха¬рактеристика тенденции проникновения экологических идей, по¬нятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также под¬готовка экологически грамотных специалистов самого различно¬го профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания. Финальная цель данной трансформации - проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, его экологизация. Ибо только так, через экологизацию всей общественной жизни, можно спасти человечество от экологической катастрофы.
Наиболее полно, подробно с проведением экспериментальной работы в школе и в педагогическом вузе данная проблема - экологизации образования - нашла отражение в докторской диссер¬тации В. М. Назаренко, на чем мы и остановимся более подробно.
Так, автор предлагает осуществить последовательную экологи¬зацию вузовских учебных дисциплин. Этот процесс затрагивает как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, строится на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов вузовского обучения, а также на установлении межпред¬метных связей и интеграции учебных дисциплин.
Информация по проблемам окружающей среды вводится в ос¬новные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабо¬раторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологиче¬скому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого мате¬риала, тщательно продумывать методику изложения материала.
Автор выявляет и разрабатывает теоретические основы экологизации химического образования, позволяющие определить содер¬жание системы знаний о химических аспектах экологии в ряде учебных предметов средней и высшей школы, переориентировать содержание химического эксперимента и химических задач на экологическую проблематику, осмыслить новые функции кабинета химии в условиях экологизации школьного образования.
Химия здесь выбрана не случайно. В последнее время обнару¬живается отчетливая тенденция в нашем уже довольно экологизированном общественном сознании противопоставлять экологию человека и химию. Действительно, химическое производство за свою историю нанесло немалый ущерб природной среде. Когда при наличии такого острого и актуального противоречия ставит¬ся вопрос об экологизации химического образования, тогда речь идет не о механическом соединении экологии и химии, а об интегративном подходе к данной проблеме.
Нам кажется небезынтересным опыт ФРГ в решении данной проблемы.
С конца 80-х годов в ФРГ начался, а к настоящему времени уже завершился переход от природоохранительных принципов в об¬разовании к экологическим, что в общих чертах совпадает с ана¬логичным процессом в нашей стране. Современный подход к школьному экологическому образованию в ФРГ характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школь¬ную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова¬ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот¬ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь¬ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудо¬вое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz