Социальная экология
Экосистема - комплекс, в котором между биотическими и абиотическими компонентами происходит обмен веществом, энергией, информацией.
Экоцентризм - воззрение, согласно которому природные объ¬екты воспринимаются в качестве полноправных субъектов, парт¬неров по взаимодействию с человеком. Для э. характерны ориен¬тированность на экологическую целесообразность, непротиво¬поставление человека и природы.
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражаю¬щих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида яв¬лений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эрозия - процесс разрушения земной поверхности водными потоками.
Этика - философская дисциплина, изучающая мораль, нравст¬венность.
При составлении словаря использовались следующие источники:
«Краткая философская энциклопедия» (1990); «Общая эколо¬гия» (К.М.Петров, 1998); «Популярный биологический словарь» (Н.Ф.Реймерс, 1991); «Популярная медицинская энциклопедия» (1980); «Прикладная экология» (В.А.Вронский, 1996); «Психоло¬гический словарь» (под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, 1997); «Психология. Словарь» (под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, 1990); «Российская педагогическая энциклопедия» (в 2 т., 1993); «Советский энциклопедический словарь» (1985); «Современ¬ный словарь иностранных слов» (1994); «Среда нашего обитания» (П.Ревелль, Ч.Ревелль, 1995); «Философский энциклопедический словарь» (1983); «Экология. Школьный справочник» (А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина, 1998); «Энциклопедический словарь геогра¬фических терминов» (1968); «Экология человека» (Н.А.Агаджанян, В.И.Торшин, 1994).
ПРИЛОЖЕНИЕ (МИНИ-ХРЕСТОМАТИЯ)
ТЕМА 1 СТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ НА ЗАРЕ ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Э.Б.ТАЙЛОР. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Глава V. Мифология
...Мифология дикарей может послужить нам основой, а затем могут быть представлены мифы более цивилизованных обществ, как создания, происходящие из того же источника, хотя и более совершенные со стороны художественности. Такое отношение к предмету оказывается удовлетворительным почти во всех отрас¬лях этого исследования, и в особенности при изучении замеча¬тельных по красоте поэтических вымыслов, которые могут быть названы мифами природы, или природными мифами.
Первая и главная причина превращения фактов ежедневного опыта в миф есть верование в одушевление всей природы - верова¬ние, которое достигает высшей своей точки в олицетворении ее. Это вовсе не случайное или гипотетическое действие человеческого ума неразрывно связано с тем первобытным умственным состоянием, когда человек в мельчайших подробностях окружающего его мира видит проявления личной жизни и воли. Это учение об анимизме в другом месте будет рассмотрено нами в его действии на философию и религию. Теперь же мы займемся только отношением его к мифо¬логии. Для примитивных человеческих племен солнце и звезды, де¬ревья и реки, облака и ветры становятся личными одушевленными существами, которые живут наподобие людей или животных и ис¬полняют предназначенные им в мире функции с помощью членов, как животные, или искусственных орудий, как человек. Иногда же видимое человеческим глазом представляется лишь простым ору¬дием для той или другой цели или еще бесформенным материалом, за которым скрывается какое-нибудь чудовищное, хотя и получе¬ловеческое, существо, действующее на них своими руками или при¬водящее их в движение своим дуновением. Основа, на которой по¬строены подобные идеи, не может быть сужена до простого поэти¬ческого вымысла или до простой метафоры. Идеи эти опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно.
<...>
Анимизм содержит в себе несколько доктрин, которые так неук¬лонно ведут к олицетворению, что дикари и варвары без всякого, по-видимому, усилия придают непрерывную индивидуальную жизнь явлениям, которые мы при крайнем напряжении нашей фантазии способны олицетворять только при помощи сознательной метафо¬ры. Идея о преобладающей воле и жизни в природе, выходящая далеко за пределы современного понятия о том же предмете, веро¬вание в личные души, одушевляющие даже то, что мы называем неодушевленными предметами, теория о переселении душ как при жизни, так и после смерти, понятие о мириадах духовных существ, то носящихся в воздухе, то обитающих в деревьях, скалах или во¬допадах и сообщающих, таким образом, свои личные свойства этим материальным предметам, - все эти идеи проявляются в мифологии в таких разнообразных сочетаниях, что проследить действие каж¬дой из них отдельно является делом до крайности трудным.
Это анимистическое происхождение природных мифов прояв¬ляется весьма ярко в большой космической группе мифов о солн¬це, луне и звездах. В первобытной философии всего мира солнце и луна одарены жизнью и по природе своей принадлежат как бы к существам человеческим. Обыкновенно противополагаемые друг другу как мужчина и женщина, они, однако, различаются относи¬тельно пола, приписываемого тому или другому, так же как и в своих отношениях между собой.
<...>
...То же мы видим и относительно звезд. Мифология дикарей богата рассказами о них, которые - при всем своем различии в других отношениях - все сходятся в том, что приписывают им жизнь одушевленных существ. О них говорится не только как о воображаемых личностях, но им приписывается личная деятель¬ность и иногда даже объясняется, что они некогда жили на земле.
<...>
Глава VI. Мифология (продолжение)
Людям, по-видимому, давно еще и часто приходило на ум, что всепокрывающее небо и всепорождающая земля - это как бы отец и мать всего мира, а все живые существа - люди, животные и рас¬тения - их дети.
<...>
Мифический вымысел, что небо и земля были отцом и матерью всего существующего на свете, естественно, породил легенду, что в древнейшие времена они были соединены и только впоследст¬вии были разлучены.
<...>
Глава ХII. Анимизм (продолжение)
...Первобытные люди принимали ту анимистическую теорию при¬роды, которая до сих пор еще сохранилась в умах дикарей. Они мог¬ли приписывать дружественным или враждебным духам все доброе и злое в своей собственной жизни и все поразительные явления природы. Они жили в тесном общении с живыми и могуществен¬ными душами своих умерших предков, с духами потоков и рощ, равнин и гор. Они знали, что живое могучее солнце изливает на них лучи света и тепла, что живое могучее море гонит свои грозные волны на берег, что великие Небо и Земля охраняют и производят все существующее. Подобно тому, как человеческое тело считалось живущим и действующим силою обитающей в нем души, или духа, так и все явления окружающего их мира имеют своим источником вмешательство различных духовных существ. Таким образом, ани¬мизм, бывший вначале философией человеческой жизни, распро¬странился и расширился до размеров философии природы вообще.
Воображению примитивных людей кажется, что вся природа оживлена, населена и наполнена духовными существами. Необхо¬димо отметить, что почти невозможно провести резкую границу между духами, которые заняты исключительно принесением пользы или вреда человеку, и духами, специальной функцией ко¬торых является управление явлениями природы. В самом деле, эти два разряда духовных существ сливаются между собой так же тес¬но, как и первоначальные анимистические учения, на которых они основаны. Но так как духи, за которыми признается прямое влия¬ние на жизнь человека, находятся ближе к центру анимистической схемы, то будет справедливо дать им первое место.
<...>
Все, что этнография открывает нам относительно такого зна¬чительного элемента в религиях человеческого рода, каким явля¬ется поклонение колодцам и озерам, ручьям и рекам, сводится к следующему. Поэтические образы нашего времени были мировоз¬зрением первобытного человека. По его мнению, вода управля¬лась не законами природы, а волей духа. Водяные духи первобыт¬ной мифологии были душами, заставляющими воду течь быстро или медленно. Они дружески или враждебно относились к челове¬ку. Наконец, человек видел в существах, которые были способны приносить ему довольство или несчастье, влиять на его жизнь, божества, которым нужно молиться, которых нужно бояться и любить, восхвалять и задабривать жертвами.
<...>
Нашего внимания не менее заслуживают и духи деревьев и дубрав, находящиеся в неразрывной связи с первобытной аними¬стической теорией природы. Особенно ясно эта связь видна на той стадии развития человеческой мысли, когда на дерево смот¬рят как на сознательное личное существо и в качестве последнего воздают ему поклонение и дары.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях