mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий оби¬тания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с нали¬чием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безус¬ловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возмож¬ность обобщать информацию, и появление его связано с возник¬новением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, орга¬низованными определенным образом. Благодаря этому становят¬ся возможными речь и общение как специфическая деятельность.
Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики явля¬ется способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребно¬сти непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движе¬ние, паук - на вибрацию паутины. Согласно А. Н. Леонтьеву, пси¬хика в своей эволюции проходит ряд стадий:
-стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт;
- стадию перцептивной психики (перцепция - это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда от¬носятся, например, млекопитающие); основной формой приспо¬собительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов;
- стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникнове¬нием и функционированием интеллекта со способностью к обоб¬щению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приго¬товления и фаза достижения, удовлетворения потребности);
- стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приоб¬ретает форму деятельности.
Основу сознания составляют не только и не столько безуслов¬ные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуля¬ции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способ¬ностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на без¬условные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, ве¬роятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды.
Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, кото¬рые выступают в роли системообразующего фактора самого по¬ведения. Поскольку человек - это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях.
Активность и реактивность прежде всего выступают как психо¬динамические характеристики поведения человека, т.е. характе¬ристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реак¬тивность здесь выполняет в основном приспособительную, адап¬тивную функцию; активность направлена на приспособление си¬туации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует от¬метить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зави¬сят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей.
Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики по¬ведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность - ее преоб¬разовывать.
Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может про¬являться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими сло¬вами, поведение человека как личности определяется многими фак¬торами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, миро¬воззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношени¬ем к этому окружающих.
Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окру¬жающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые но¬сят активный, сознательный, целенаправленный характер и связа¬ны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и пра¬вилами. Все это дает человеку возможность быть существом ду¬ховным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адап¬тироваться и адаптировать.
ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Активность как центральная составляющая поведения челове¬ка не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована опре¬деленными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окру¬жающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения моти¬вов - непосредственных побудителей поведения.
Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
- по характеру и природе возникновения: естественные, соци¬альные, интеллектуальные;
- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
-по экономической количественной определенности: абсо¬лютные, действительные и платежеспособные;
- по степени конкретизации: общие и конкретные;
- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетво¬ренные;
- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
- по степени активности: активные и пассивные;
- по степени рациональности: рациональные и иррациональ¬ные («псевдопотребности»);
- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
- по степени перспективности: социально перспективные и бес¬перспективные.
В содержательном плане выделяют:
- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сек¬суальном партнере и многие другие;
- эколого-поведенческие (психологические): потребность в до¬минировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;
- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;
- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;
-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в дея¬тельности и др.;
- познавательные: потребность в познании, образовании;
- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;
-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).
А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил по¬требности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz