mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология


На этих принципах организована система как школьного, так и вообще экологического образования и воспитания в Германии. Совершенно очевиден в данном случае прогресс в процессе эколо¬гизации. Экологизация, в свою очередь, тесно связана с экономи¬ческой жизнью общества. Система взаимоотношений человека и природы здесь строится как система «природа-общество-эконо¬мика». Экономизации экологии сопутствует принцип прагматиз¬ма, традиционный для западноевропейской культуры в целом. Школа является рабочим местом для учащихся, учителей, для об¬служивающего персонала - хозяйством, которое расходует при¬родные ресурсы, потребляет энергию и продукты питания, проду¬цирует отходы и т.п. Непосредственно в учебном процессе про¬слеживается отчетливая ориентация на подготовку учащихся к решению в будущем конкретных локальных задач. Не случайно, школьная экологическая модель земли Нижняя Саксония носит эффективное и выразительное название «Мыслить глобально -действовать локально».
Примечательной чертой экологического образования в ФРГ, начиная со школы, является последовательное увязывание защи¬ты природной среды с политической деятельностью. По этому поводу заметим, что если в Германии политизация природоохранительной деятельности обеспечивает последней дополнительный импульс, то в современной кризисной России, к сожалению, поли¬тические страсти наносят экологии и экологической деятельности только ущерб.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии. - Иркутск, 1998.
Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и сред¬ства обучения. - М.,1993.
Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук. –М., 1998.
Лихачев Б. Т. Философия воспитания. - М., 1995.
Мамедов Н. М. Теоретические основы экологического образования // Эко¬логическое образование и устойчивое развитие. - М., 1995.
Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Фило¬софские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.
Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис.... д-ра пед. наук. - М., 1994.
Сафронов И. П. Формирование экологической культуры учителя: Дис. ... канд. философ, наук. - М., 1992.
Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М., 1984.
ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Социальная экология» соответствует тре¬бованиям образовательных программ по специальностям «Соци¬альная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо¬вания. Курс «Социальная экология» направлен на развитие у сту¬дентов общей экологической культуры личности, а также на со¬вершенствование профессионально-педагогической культуры буду¬щих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимо¬действия человека, общества и природы, закономерностями функ¬ционирования и развития человека в жизненной среде, концепту¬альными основами экологического образования и воспитания.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основами общей и социальной эко¬логии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;
-обеспечить непрерывность и преемственность экологическо¬го образования на стадиях общеобразовательной и профессио¬нальной подготовки;
- повысить уровень профессиональной компетентности сту¬дентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
Курс рассчитан на 54 часа аудиторных занятий, из них: 36 -лекции, 18 - семинары. Учебно-исследовательская работа студен¬тов включает написание рефератов, подготовку научных докла¬дов, написание дипломных работ.
Итоговая форма контроля - экзамен (зачет).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа).
Развитие экологических представлений людей с древнейших вре¬мен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.
Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, со¬циологии.
Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъек¬ты (4 часа).
Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта соци¬ально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.
Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эколо¬гического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.
Социально-экологическое взаимодействие и его основные ха¬рактеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адапта¬ция человека к окружающей среде и ее изменениям.
Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории циви¬лизации (4 часа).
Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриаль¬ное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика.
Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.
Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа).
Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурс¬ный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загряз¬нение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроор¬ганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа).
Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес¬кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
Потребности как источник активности личности. Группы и ви¬ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче¬ских потребностей человека.
Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и со¬циальной среде.
Поведение человека в естественной среде. Характеристика на¬учных теорий влияния среды на человека.
Поведение человека в социальной среде. Организационное по¬ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си¬туациях.
Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа).
Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело¬века с элементами его жизненной среды.
Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа).
Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики.
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проб¬лема ненасильственного взаимодействия человека, общества и при¬роды в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство).
Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа).
Становление и развитие экологической психологии и ее пред¬мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок¬ружающей среды.
Субъективное отношение к природе и его разновидности. Ба¬зовые параметры субъективного отношения к природе. Модаль¬ность и интенсивность субъективного отношения к природе. Ти¬пология субъективного отношения к природе.
Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антро¬поморфизм, персонификация, субъектификация).
Экологическое сознание и его структура. Структура антропо¬центрического и экоцентрического экологического сознания. Проб¬лема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.
Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).
Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче¬ской культуры. Педагогические условия ее формирования.
Экологическое воспитание личности. Развитие экологическо¬го образования в России. Современное содержание экологиче¬ского образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz