mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Только преодоление в общественном плане антро¬поцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать воз¬можность избежать экологической катастрофы. На это у нас ос¬талось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Дани-лов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет позд¬но даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя за¬бывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в ре¬волюционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его прак¬тической деятельности. К сожалению, материальное производст¬во и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудно¬сти на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого ги¬бельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас со¬блазн принять к реализации технически совершенное производст¬венное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологиче¬ского риска.
За свою многовековую историю человечество слишком при¬выкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ори¬ентированной деятельности.
Обращаясь к проблеме формирования современной экологиче¬ской культуры, являющейся исходной темой заключительного раздела данного учебного пособия, нельзя не коснуться вкратце ее исторических корней. Общая канва отношения человек-природа хорошо известна. Здесь же мы рассмотрим данный вопрос в дру¬гом, менее традиционном аспекте - аспекте культуры.
Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с при¬родной средой. Так, великий русский философ Н. А. Бердяев осо¬бо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества не¬пременно связаны с отношением человека к природе, отсюда кро¬ме прочего следует необходимость исследовать генезис экологи¬ческой культуры на общечеловеческом уровне.
Более развернуто трактовал интересующий культурно-этиче¬ский вопрос В. С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое от¬ношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и оконча¬тельным, подчеркивает далее В.С.Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек поль¬зуется своим превосходством над природой не только для своего, но и для ее - природы - возвышения.
Детализируя эти мировоззренческие, пронизанные экокультурным лейтмотивом постулаты В. С. Соловьева, первый, страда¬тельный, исторический тип экокультуры И.П.Сафронов в своей работе «Формирование экологической культуры учителя» харак¬теризует как доцивилизационный. В тот период личность еще не является субъектом экологической культуры, поскольку тогда она была неотделима от племени, слита с ним. Уже этот вид экологи¬ческой культуры имел свои этические принципы, хотя и не осоз¬нанные - в них уже проявляла себя некая мудрость человека в от¬ношении к природе. Примечательно в связи с этим, что некоторые ученые отмечают сохранность тех давних этических принципов в ряде регионов мира вплоть до настоящего времени. Так, ирокезы перед тем как убить медведя произносят монолог, объясняя, что ими движет жесткая необходимость, но отнюдь не жадность или стремление «нанести ему бесчестье». То есть ощущение единства с природой, так же как и императив очеловечивания природы, прошли испытание временем; от этого императива недалек и дру¬гой, не менее актуальный - «Не убий!»
За страдательным типом экокультуры последовал «цивилизационный», преобразовательный тип, который затем привел к гос¬подству над природой и даже к борьбе с ней. Центральным субъ¬ектом экологической культуры становится индивид с присущим ему эгоцентризмом. Этот процесс был вполне естественным, объ¬ективным, и он не может осуждаться с позиций современной нрав¬ственности. Наступательное отношение к природной среде через переход от присвоения готовых, естественных ресурсов к произ¬водству с помощью орудий труда, через промышленную и научно-техническую революцию в общем плане, через создание «второй» искусственной среды обитания привело к новому типу экологиче¬ской культуры. Этот тип культуры, которого человечество еще продолжает придерживаться, в весьма заметной мере инициирует¬ся западноевропейской философией, в своей основе во многом эгоцентричной. Формируется понимание природы как объекта, отдаленного от человека, более того, противостоящего ему.
Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество ин¬дивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем. На возникающую угрозу пер¬воначально указывали выдающиеся, наиболее дальновидные мыс¬лители. Среди них Н. Ф. Федоров - он весьма определенно и жест¬ко указывал: мир идет к концу, цивилизация, эксплуатирующая природу, не восстанавливающая ее, может привести только к та¬кому итогу. В начале второй половины нашего века коллективные исследования ученых на основании тревожных объективных дан¬ных подтвердили это предупреждение. Так, участники знаменито¬го Римского клуба в докладе «Пределы роста» (1972 г.) констати¬ровали, что при сохранении темпов нарастающего увеличения мирового населения параллельно с высокими темпами производ¬ства, загрязнением окружающей среды и истощением естествен¬ных ресурсов к середине XXI в. наступит глобальная катастрофа.
С мировоззренческой точки зрения и с позиции культуры эти прогнозы выдержаны в духе «экологического пессимизма». Ко¬нечно, такой культурный императив является тупиковым. Духов¬ный пессимизм вообще характерен для кризисных, переходных ситуаций, в недрах которых с неизбежностью закономерно зарож¬даются и иные тенденции, в том числе и в сфере культуры.
В интересующей нас области - человек и окружающая его со¬циальная и природная среда - происходит становление прогрес¬сивного современного типа экологической культуры, который многие авторитетные специалисты справедливо оценивают как «гуманистический (\"ноосферный\") тип». Этот новый тип эколо¬гической культуры хотя и с большими трудностями и в разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производст¬венные отношения, экологическое мышление, экологическую дея¬тельность, экологические общественные институты и, наконец, особо важное для нас - экологическое образование и воспитание.
Здесь также весьма важно отметить и подчеркнуть: становле¬ние гуманистического типа экологической культуры невозможно без истинной демократизации общества, без преобразования в этом направлении социальных отношений, без всеохватывающей гуманизации отношений между людьми, между странами и наро¬дами, без гуманизации всего мирового сообщества. Этому про¬цессу нет альтернативы.
Обращаясь к экологически ориентированным социальным и производственным отношениям, следует сказать, что эти понятия, впрочем, как и другие категории и понятия экологической куль¬туры, еще не достаточно «устоялись» и имеют различные толко¬вания. Однако целый ряд тенденций в этой области в достаточной степени очевидны и общепризнаны. Если взять материально-про¬изводственные аспекты экологической культуры второй полови¬ны нашего столетия, то нельзя не видеть зарождения, а затем и активного внедрения экологически щадящих способов производ¬ства, прежде всего в промышленности (химической, нефтедобы¬вающей и перерабатывающей, военной, атомной и др.), создания разнообразных очистительных систем, роста внимания к безотход¬ному производству, его замкнутым циклам, применения биотехно¬логий, использования экологически чистых источников энергии, начало производства оборудования для экологической защиты, создания специальных служб контроля за качеством окружающей среды. В условиях осуществления всех этих мер складываются и развиваются соответствующие творческие способности и навыки человека, т. е. современная экологическая культура.
Очевидны серьезные сдвиги и в социально-политических сферах, сопровождающих становление нового типа экологической куль¬туры.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz