Социальная экология
Высшие законодательные и исполнительные государствен¬ные органы уделяют все большее внимание экологии, укрепляется юридическая база экологических отношений; начали функциони¬ровать многие национальные и международные экологические организации и учреждения, в том числе и наделенные властными полномочиями; широкое развитие получили всевозможные эко¬логические движения и партии, представители которых в ряде стран заняли ключевые посты в государственных структурах; впол¬не допустимо констатировать наличие профессионального отно¬шения к проблеме «человек-общество-природа» в средствах мас¬совой информации. Можно привести немало других свидетельств социальной переориентации общества, произошедших в данной области за последние десятилетия. Как уже было сказано, непре¬менным признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм. Здесь важ¬ную роль приобретает формирование ответственности как способ¬ности к сознательному и самостоятельному принятию личностью определенных обязательств перед природой, обществом, коллек¬тивом, самим собой и готовностью отчитываться за их воплоще¬ние в жизнь, нести наказание в виде юридических, администра¬тивных, нравственных санкций со стороны общества, чувства ви¬ны, укоров совести со своей стороны, поскольку дефицит ответст¬венности перед будущим является одним из истоков кризисной экологической ситуации. И. Т. Суравегина считает, что экологи¬ческая ответственность вбирает в себя все существенные признаки как социальной, так и моральной ответственности. А учитывая, что категория ответственности связана с категорией свободы, то у человека всегда есть выбор поступить так или иначе по отноше¬нию к природной среде, другому человеку, самому себе. Ответст¬венность как личностное качество развивается в онтогенезе по¬степенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением.
В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодейст¬вия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П.Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологи¬ческих отношений, экологического сознания и экологической деятельности.
В содержании экологических отношений выделяют два струк¬турных элемента - социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обита¬ния, во-вторых, отношения в материально-производственных сфе¬рах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом при¬своения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существова¬ния как общественного существа.
Что касается экологического сознания, то этот вопрос подроб¬но рассматривался в предыдущей главе.
Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой дея¬тельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связан¬ные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением при¬родной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.
Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практиче¬ской и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естествен¬ной среды.
Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная об¬ласть человеческой деятельности, а с другой - та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения челове¬ка. Совершенно ясно, что человек занимался экологической дея¬тельностью с самого своего возникновения на Земле. Она после¬довательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической куль¬туры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.
В практическом плане экологическая деятельность - это про¬изводственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную дея¬тельность, предвидя ее возможные негативные следствия.
С защитными нормами экологической деятельности тесно свя¬заны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пункту¬ально соответствовать гуманистической этике.
Все большее значение в последнее время в области экологиче¬ской деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современ¬ных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний по прикладным его дисциплинам, а также их внедрения в практику.
В социальном отношении неоценима значимость массовой об¬щественной деятельности, направленной на защиту и воспроиз¬водство природных ресурсов.
Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса вос¬питания и образования экологической культуры личности. Это содержание, по мнению Б.Т.Лихачева, строится на следующих основаниях.
Одной составляющей являются собственно экологические и свя¬занные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к эколо¬гическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные состав¬ляющие образуют единое содержание процесса становления ново¬го экологического мышления. В настоящее время уровень эколо¬гического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой сте¬пенью уверенности утверждать, что в массовом сознании эколо¬гический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Кризисное состояние среды, неред¬кие экологические катастрофы многому научили людей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежден¬ность: «Природа знает лучше».
Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфе¬ра истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических по¬требительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных це¬лей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поко¬лений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократич¬ным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентиро¬ванных на историческую перспективу, а не на сегодняшний коры¬стный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления является его об¬ращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижении научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.
В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельст¬ва, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного вос¬приятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовле¬творены не более чем «сносным» экологическим благополучием.
В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодейст¬вия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П.Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологи¬ческих отношений, экологического сознания и экологической деятельности.
В содержании экологических отношений выделяют два струк¬турных элемента - социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обита¬ния, во-вторых, отношения в материально-производственных сфе¬рах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом при¬своения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существова¬ния как общественного существа.
Что касается экологического сознания, то этот вопрос подроб¬но рассматривался в предыдущей главе.
Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой дея¬тельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связан¬ные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением при¬родной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.
Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практиче¬ской и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естествен¬ной среды.
Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная об¬ласть человеческой деятельности, а с другой - та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения челове¬ка. Совершенно ясно, что человек занимался экологической дея¬тельностью с самого своего возникновения на Земле. Она после¬довательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической куль¬туры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.
В практическом плане экологическая деятельность - это про¬изводственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную дея¬тельность, предвидя ее возможные негативные следствия.
С защитными нормами экологической деятельности тесно свя¬заны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пункту¬ально соответствовать гуманистической этике.
Все большее значение в последнее время в области экологиче¬ской деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современ¬ных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний по прикладным его дисциплинам, а также их внедрения в практику.
В социальном отношении неоценима значимость массовой об¬щественной деятельности, направленной на защиту и воспроиз¬водство природных ресурсов.
Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса вос¬питания и образования экологической культуры личности. Это содержание, по мнению Б.Т.Лихачева, строится на следующих основаниях.
Одной составляющей являются собственно экологические и свя¬занные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к эколо¬гическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные состав¬ляющие образуют единое содержание процесса становления ново¬го экологического мышления. В настоящее время уровень эколо¬гического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой сте¬пенью уверенности утверждать, что в массовом сознании эколо¬гический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Кризисное состояние среды, неред¬кие экологические катастрофы многому научили людей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежден¬ность: «Природа знает лучше».
Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфе¬ра истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических по¬требительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных це¬лей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поко¬лений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократич¬ным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентиро¬ванных на историческую перспективу, а не на сегодняшний коры¬стный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления является его об¬ращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижении научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.
В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельст¬ва, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного вос¬приятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовле¬творены не более чем «сносным» экологическим благополучием.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях