Социальная экология
- М., 1990.
28. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 1993.
29. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.
30. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Во¬просы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.
31. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997.
32. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987.
33. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992.
34. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.
35. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Закат цивилизации или движение к ноо¬сфере (экология с разных сторон). - М., 1997.
36. Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.-С. 77-88.
37. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. - М., 1996.
38. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.
39. Михеев А. В., Галушин В. М., Гладков Н.А., Иноземцев А. А., Констан¬тинов В. М. Охрана природы. - М., 1987.
40. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.
41. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. - М., 1993.
42. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или дви¬жение к ноосфере (экология с разных сторон). - М., 1997.
43. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.
44. Одум Ю. Экология: В 2 т. - М., 1996.
45. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. -М.; Ярославль, 1998.
46. Петров К. М. Общая экология. - М., 1999.
47. Прохоров Б. Б. Прикладная антропоэкология. - М., 1998.
48. Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект //Эволюци¬онная и историческая антропоэкология. - М., 1994. - С. 47-65.
49. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. - М., 1994.
50. Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипоте¬зы.-M., 1994.
51. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М., 1997.
52. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. -М., 1984.
53. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.
54. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволю¬ции человека. - М., 1990.
55. Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.
56. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. -СПб., 1997.
57. Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.
58. Экология: Учебное пособие. - М., 1997.
59. Экология и религия. - М., 1994.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абиотические экологические факторы - факторы неорганиче¬ской природы (свет, температура, влажность, давление, физиче¬ские поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)
Австралопитек - ископаемая человекообразная обезьяна, пере¬двигавшаяся на двух ногах; предположительно дальний предок современного человека. Остатки а. найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке. Возраст остатков около 3,8 млн лет.
Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптивность - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Адаптивная стратегия - способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.
Адаптивные факторы - свойства окружающей среды, к воздей¬ствию которых человек вынужден приспосабливаться.
Адаптированность - приспособленность организма к конкрет¬ным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.
Акклиматизация - приспособление растений, животных и че¬ловека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.
Активность - всеобщая характеристика живых существ, их соб¬ственная динамика как источник преобразования или поддержа¬ния ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
Активность личности - деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преоб¬разования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.
Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений.
Антропоген - одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.
Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.
Антропоморфизм - представление о наличии у животных психи¬ческих свойств и способностей, присущих только человеку; приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, - силам природы, растениям, животным, богам.
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Артеприрода (третья природа по Н. Ф. Реймерсу) - весь искус¬ственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.
Атмосфера - газовая, воздушная оболочка, окружающая зем¬ной шар и связанная с ним силой тяжести.
Бедствие экологическое - любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.
Биогеоценоз - сложная природная система, совокупность одно¬родных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и ми¬ра микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена вещест¬вом и энергией.
Биосфера - область распространения жизни на Земле. Б. охва¬тывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.
Биотические экологические факторы - это прямые или опосре¬дованные воздействия со стороны других организмов, населяю¬щих среду обитания человека (животных, растений, микроорга¬низмов).
Биоценоз - взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водо¬ема, характеризуемая определенными отношениями между орга¬низмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.
Бихевиоризм - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сво¬дящее психику к различным формам поведения, понятого как со¬вокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Болезнь - состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процес¬са), направленных на его восстановление.
Болезни урбанизации - группа заболеваний, связанных с пере¬уплотнением населения и загрязнением окружающей среды.
Бронзовый век - время в истории развития человека, когда он начал изготовлять орудия из бронзы. За 6000-4000 лет до н. э. в Египте и Месопотамии в б. в. возникли древнейшие земледельче¬ские цивилизации.
Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н.э., в центре которой - учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобо¬ждения и пути к нему.
Взрыв демографический - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэколо¬гических условий жизни.
Вид - совокупность популяций особей, обладающих сходными морфофизиологическими признаками, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство.
Воспитание экологическое - воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к сово¬купности природных и социальных благ.
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и со¬бытий, возникающее при непосредственном воздействии физиче¬ских раздражителей на рецепторные системы организма.
Генофонд - совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.
Геоэкология - наука о взаимодействии географических, биоло¬гических и социально-производственных систем. Особое внима¬ние г. обращает на антропогенные процессы экологической дес¬табилизации и опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.
28. Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и средства обучения. - М., 1993.
29. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991.
30. Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Во¬просы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.
31. Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкология. - М., 1997.
32. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987.
33. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. -М., 1992.
34. Кууси П. Этот человеческий мир. - М., 1988.
35. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Закат цивилизации или движение к ноо¬сфере (экология с разных сторон). - М., 1997.
36. Максимова Л. В. Опыт выявления каркаса основных понятии общей антропоэкологии // Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.-С. 77-88.
37. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. - М., 1996.
38. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М., 1991.
39. Михеев А. В., Галушин В. М., Гладков Н.А., Иноземцев А. А., Констан¬тинов В. М. Охрана природы. - М., 1987.
40. Моисеев Н. Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. - М., 1996. - С. 1-12.
41. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир: В 2 т. - М., 1993.
42. Лисичкин В. А., Шелепин Л. А., Боев Б. В. Закат цивилизации или дви¬жение к ноосфере (экология с разных сторон). - М., 1997.
43. Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. - М., 1998.
44. Одум Ю. Экология: В 2 т. - М., 1996.
45. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. -М.; Ярославль, 1998.
46. Петров К. М. Общая экология. - М., 1999.
47. Прохоров Б. Б. Прикладная антропоэкология. - М., 1998.
48. Прохоров Б. Б. Экология человека: эволюционный аспект //Эволюци¬онная и историческая антропоэкология. - М., 1994. - С. 47-65.
49. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. - М., 1994.
50. Реймерс Н. Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипоте¬зы.-M., 1994.
51. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Психология и педагогика ненасилия. -М., 1997.
52. Сластенина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя. -М., 1984.
53. Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы. - М., 1982.
54. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволю¬ции человека. - М., 1990.
55. Шилин К. И. Экософии религии и этноса. - М., 1997.
56. Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. -СПб., 1997.
57. Эволюционная и историческая антропоэкология. - М., 1994.
58. Экология: Учебное пособие. - М., 1997.
59. Экология и религия. - М., 1994.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абиотические экологические факторы - факторы неорганиче¬ской природы (свет, температура, влажность, давление, физиче¬ские поля - гравитационное, электромагнитное, ионизирующая и проникающая радиация и пр.)
Австралопитек - ископаемая человекообразная обезьяна, пере¬двигавшаяся на двух ногах; предположительно дальний предок современного человека. Остатки а. найдены в Южной, Восточной и Центральной Африке. Возраст остатков около 3,8 млн лет.
Адаптация - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптивность - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Адаптивная стратегия - способ адаптации человека (общества) к изменяющимся условиям существования.
Адаптивные факторы - свойства окружающей среды, к воздей¬ствию которых человек вынужден приспосабливаться.
Адаптированность - приспособленность организма к конкрет¬ным условиям существования, а также свойства, приобретаемые им в результате процесса адаптации его к изменениям условий среды.
Акклиматизация - приспособление растений, животных и че¬ловека к жизни в новых, непривычных климатических условиях.
Активность - всеобщая характеристика живых существ, их соб¬ственная динамика как источник преобразования или поддержа¬ния ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
Активность личности - деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преоб¬разования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества.
Анимизм - вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой от телесной оболочки души у людей, животных, растений.
Антропоген - одно из названий четвертичного периода; дано на том основании, что в начале этого периода появился человек.
Антропогенное воздействие на природу - прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов.
Антропоморфизм - представление о наличии у животных психи¬ческих свойств и способностей, присущих только человеку; приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, - силам природы, растениям, животным, богам.
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Артеприрода (третья природа по Н. Ф. Реймерсу) - весь искус¬ственно воссозданный мир, сотворенный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления, неизбежно начинающий разрушаться.
Атмосфера - газовая, воздушная оболочка, окружающая зем¬ной шар и связанная с ним силой тяжести.
Бедствие экологическое - любое изменение природной среды, ведущее к ухудшению здоровья населения или к затруднениям в ведении хозяйства.
Биогеоценоз - сложная природная система, совокупность одно¬родных природных условий (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий, растительности, животного мира и ми¬ра микроорганизмов), имеющая свою специфику взаимодействия слагающих ее компонентов и определенный тип обмена вещест¬вом и энергией.
Биосфера - область распространения жизни на Земле. Б. охва¬тывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, верхнюю часть литосферы.
Биотические экологические факторы - это прямые или опосре¬дованные воздействия со стороны других организмов, населяю¬щих среду обитания человека (животных, растений, микроорга¬низмов).
Биоценоз - взаимосвязанная совокупность всех живых существ, населяющих более или менее однородный участок суши или водо¬ема, характеризуемая определенными отношениями между орга¬низмами и приспособленностью к условиям окружающей среды.
Бихевиоризм - направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сво¬дящее психику к различным формам поведения, понятого как со¬вокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Болезнь - состояние организма, характеризующееся серьезным нарушением гомеостаза и развитием на этом фоне специфических приспособительных реакций (например, воспалительного процес¬са), направленных на его восстановление.
Болезни урбанизации - группа заболеваний, связанных с пере¬уплотнением населения и загрязнением окружающей среды.
Бронзовый век - время в истории развития человека, когда он начал изготовлять орудия из бронзы. За 6000-4000 лет до н. э. в Египте и Месопотамии в б. в. возникли древнейшие земледельче¬ские цивилизации.
Буддизм - одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н.э., в центре которой - учение о четырех благородных истинах: страдание, его причина, состояние освобо¬ждения и пути к нему.
Взрыв демографический - резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэколо¬гических условий жизни.
Вид - совокупность популяций особей, обладающих сходными морфофизиологическими признаками, способных скрещиваться и иметь плодовитое потомство.
Воспитание экологическое - воздействие на сознание людей в процессе начального формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к сово¬купности природных и социальных благ.
Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и со¬бытий, возникающее при непосредственном воздействии физиче¬ских раздражителей на рецепторные системы организма.
Генофонд - совокупность генов, имеющихся у особей данной популяции, группы популяций или вида, в пределах которых они характеризуются определенной частотой встречаемости.
Геоэкология - наука о взаимодействии географических, биоло¬гических и социально-производственных систем. Особое внима¬ние г. обращает на антропогенные процессы экологической дес¬табилизации и опустошения земель, разработку рекомендаций по рациональному природопользованию и охране природы.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях