Социальная экология
Один из самых активных исследователей это¬го феномена Стоклз предложил следующую классификацию ситуа¬ций, в которых возникает краудинг. Он выделяет две среды: первичную, в которой человек проводит значительную часть своего времени, знаком с окружением (например, аудитории, служебные, жилые помещения) и вторичную, в которой встречи с людьми вре¬менны и не имеют дальнейшего продолжения, последствий (напри¬мер, места отдыха, транспорт). Далее Стоклз подразделяет все взаимодействия человека со средой: на нейтральные, которые не направлены на конкретную личность и воспринимаются ею как не¬преднамеренные; личностные, направленные на конкретную лич¬ность. Возможны различные сочетания между типами среды и ти¬пами взаимодействия и соответствующее поведение человека.
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Мож¬но говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие сто¬роны жизни.
В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фак¬тор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ори¬ентировочной деятельности (получение удовольствия при реше¬нии неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).
Существует еще очень важный аспект - поведение человека в организации. С. В. Смирнов и Е. П. Мурашова вводят понятие «ор¬ганизационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и органи¬зационном уровнях. При этом важное место отводится изучению взаимоотношений между людьми, восприимчивости человека, его способности к обучению, его инициативе и исполнительности.
Выделяя инициативу и исполнительность как единицы анализа социальной активности, мы тем самым проникаем в микрострук¬туру ее строения. Под инициативой (буквально - начинание) обычно понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, когда он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник этого решения в жизнь. К этому следует добавить, что, с одной стороны, инициативность характеризуется выходом за пределы требуемого, с другой - принятием на себя личностью определен¬ной меры ответственности при решении общественных задач, об¬ладающих просоциальной ценностью. Тем самым социальная инициатива отличается от инициативы вообще как психологиче¬ского явления, которая может проявляться в разнообразных сфе¬рах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не имеют общественной значимости. Исполнительность проявляется в спо¬собности индивида выполнять ту или иную деятельность на высо¬ком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она так же харак¬теризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнитель¬ность отличается от исполнительности вообще как психологиче¬ского качества своей направленностью на достижение просоциальных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей.
Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек об¬ладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и со¬храняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными осо¬бенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказы¬вает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.
Однако мы ограничимся приведенными фактами, и они в дос¬таточной степени иллюстрируют положение об изменчивости и своеобразии поведения человека от окружающих условий внеш¬него и внутреннего мира.
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами.
К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, кон¬фликт и кризис.
Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делаю¬щий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т.д.
Фрустрация - это также состояние нервно-психического на¬пряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и иде¬альные или воображаемые. Например, ребенок находится в со¬стоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родите¬лей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столк¬нувшийся с запретом мастера.
Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональ¬ные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.
Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, свя¬занный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, переме¬щением в другое место, другую страну и т. п.
Все эти критические ситуации переживаются человеком доста¬точно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.
Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и харак¬тером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных си¬туациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.
При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоцио¬нально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, сту¬дент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустра¬ции начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, от¬ключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник уч¬реждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого чело¬века, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.
При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключает¬ся, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально заморо¬женное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в се¬бе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывает¬ся от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник уч¬реждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.
Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение че¬ловека характеризуется инициативой, поиском выхода из создав¬шегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант. Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудниче¬ству и компромиссу. Человек, переживший потерю близкого, нахо¬дит утешение в том, что, например, близкий ему человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился.
Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения.
Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Мож¬но говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие сто¬роны жизни.
В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фак¬тор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ори¬ентировочной деятельности (получение удовольствия при реше¬нии неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).
Существует еще очень важный аспект - поведение человека в организации. С. В. Смирнов и Е. П. Мурашова вводят понятие «ор¬ганизационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и органи¬зационном уровнях. При этом важное место отводится изучению взаимоотношений между людьми, восприимчивости человека, его способности к обучению, его инициативе и исполнительности.
Выделяя инициативу и исполнительность как единицы анализа социальной активности, мы тем самым проникаем в микрострук¬туру ее строения. Под инициативой (буквально - начинание) обычно понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, когда он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник этого решения в жизнь. К этому следует добавить, что, с одной стороны, инициативность характеризуется выходом за пределы требуемого, с другой - принятием на себя личностью определен¬ной меры ответственности при решении общественных задач, об¬ладающих просоциальной ценностью. Тем самым социальная инициатива отличается от инициативы вообще как психологиче¬ского явления, которая может проявляться в разнообразных сфе¬рах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не имеют общественной значимости. Исполнительность проявляется в спо¬собности индивида выполнять ту или иную деятельность на высо¬ком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она так же харак¬теризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнитель¬ность отличается от исполнительности вообще как психологиче¬ского качества своей направленностью на достижение просоциальных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей.
Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек об¬ладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и со¬храняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными осо¬бенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказы¬вает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.
Однако мы ограничимся приведенными фактами, и они в дос¬таточной степени иллюстрируют положение об изменчивости и своеобразии поведения человека от окружающих условий внеш¬него и внутреннего мира.
ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами.
К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, кон¬фликт и кризис.
Стресс - это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делаю¬щий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т.д.
Фрустрация - это также состояние нервно-психического на¬пряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и иде¬альные или воображаемые. Например, ребенок находится в со¬стоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родите¬лей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столк¬нувшийся с запретом мастера.
Конфликт - еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональ¬ные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.
Наконец, кризис - это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, свя¬занный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, переме¬щением в другое место, другую страну и т. п.
Все эти критические ситуации переживаются человеком доста¬точно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне.
Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и харак¬тером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных си¬туациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность.
При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоцио¬нально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, сту¬дент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустра¬ции начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, от¬ключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник уч¬реждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого чело¬века, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив.
При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключает¬ся, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально заморо¬женное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в се¬бе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывает¬ся от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник уч¬реждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния.
Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение че¬ловека характеризуется инициативой, поиском выхода из создав¬шегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант. Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудниче¬ству и компромиссу. Человек, переживший потерю близкого, нахо¬дит утешение в том, что, например, близкий ему человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился.
Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях