Социальная экология
Условия выживания достаточно ясны... Будучи живыми существами, мы должны со¬гласоваться со своим окружением, научиться жить с хорошим бюджетом в своих руках, помогая, а не мешая осуществлению ве¬ликих жизненных циклов природы - движению воды, энергии и материально-вещественным превращениям, делающим возможной жизнь как таковую. Мы должны найти пути достижения того, что я назвал устойчивым состоянием, и рассматривать его как цель природы».
<...>
Томас Б. Колуэлл-мл. пишет: «Баланс Природы предоставляет нам объективную нормативную модель, которую можно исполь¬зовать в качестве основополагающей для человеческих ценно¬стей... Это... основа для определения и выбора любых других цен¬ностей, какие только нам будут нужны. Но все другие ценности должны быть согласованы с указанной основой... Баланс как бы говорит человеку: «Вот что ты должен делать и за что должен от¬вечать. Ты должен создавать и эксплуатировать только такие энергетические системы, которые хорошо вписываются в цикли¬ческую организацию природных процессов. Человеческие ценно¬сти основываются на объективно определяемых экологических отношениях с Природой. Наши цели должны быть согласуемы с возможностями экосистем Природы».
<...>
Существует более радикальный тезис, что нравственность вы¬водима из целостного характера экосистемы...
...Следовать экологическим законам природы - это не только быть благоразумным из одних лишь человеческих соображений, безотносительно к окружающей природе в ее внутренних измере¬ниях и с учетом ее внешних ограничений; напротив, следовать именно экологической сути вещей становится фундаментальной целью, или, иначе говоря, само единство человека с его окружени¬ем определяет основу для человеческих ценностей.
<...>
Последовательность действий, которые мы предпримем, чтобы сохранить что-то природное, без сомнений должна продумывать¬ся в свете наших представлений о красоте, устойчивости и целост¬ности экосистем. А эти представления имеют скорее всего сверх¬природное содержание, происхождение которого не до конца яс¬но. Но все, что мы видим в экосистемах прекрасным и целостным, действительно в них есть. Для дальнейшего важно отметить, что мы открываем целостность и красоту как внутренне присущие экосистемам, а не приписываем их от себя.
<...>
Экологическая этика ставит нас перед проблемой, не должны ли мы сделать еще один шаг на этом пути универсализации и при¬знать самоценность любого члена экобиотического сообщества.
<...>
Человек включен в природные системы и не свободен от дав¬ления со стороны окружения, но во взаимодействиях с миром ста¬новится достижимой полнота человеческой жизни во всей ее обу¬словленности экосистемным контекстом. Следовательно, необхо¬димо воздать должное достоинству природного мира как партне¬ра человека. С недавнего времени мир перестал быть для нас уг¬розой, за исключением тех случаев, когда мы сами нарушаем его порядок.
<...>
По всей вероятности, конкретные практические выводы будут одними и теми же и у первично, и у вторично экологической эти¬ки. Но именно вторая из них столь вдохновляет меня, что я отдаю за нее свой голос, надеясь увидеть ее такой, какой она способна стать. Первая говорит, что человека ведет по жизни страх перед окружающим миром, вторая же предлагает человеку последовать зову любви.
Ролстон III Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.
ТЕМА 4 ЭКОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ
Л. Н.ГУМИЛЕВ. БИОСФЕРА И ИМПУЛЬСЫ СОЗНАНИЯ
География издавна включала в сферу своего изучения взаимо¬отношения людей с природной средой, и каждая эпоха, начиная с античности, давала посильные объяснения разнообразию ландшаф¬тов как девственных, так и преобразованных человеком. В XX в. эта проблема приобрела еще большую актуальность в связи с не¬обходимостью охраны природы. Поэтому вопрос о механизме взаимодействия социосферы и техносферы с природной средой оказался особенно важным...
...Что же такое... этнос? Это тот или иной коллектив людей (ди¬намическая система), противопоставляющий себя всем прочим ана¬логичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения; то и другое подвижно, т.е. является одной из фаз этногенеза, процесса возникновения и исчезновения этнических систем в историческом времени... Именно этносы являются феноменами, в коих осущест¬вляется взаимодействие природной среды с производственной дея¬тельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Подчеркнем, что было бы неверно называть этнос популяцией (которая представляет собой скопление особей одного вида в од¬ном регионе), так как без социальной структуры, уровня техники и культурной традиции этнос существовать не может... Этнос - явле¬ние не биологическое и не социальное, а маргинальное, т. е. лежа¬щее на границе социосферы и биосферы. Поэтому очевидно, что в процессе этногенеза соприсутствуют социальные и биологические компоненты, проявляющиеся в самой этнической истории. Задача лишь в том, чтобы установить характер этого взаимодействия.
Важную роль здесь... может сыграть предложенный нами ранее такой этногенный признак, как пассионарность - способность людей к повышенной активности, кроющийся в их психологии, но генерирующий антропогенные ландшафты, ставшие ныне объек¬том изучения географии. Пассионарность - ...это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к дея¬тельности, направленной на осуществление какой-либо цели, при¬чем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представля¬ется данному лицу ценнее даже собственной жизни... Пассионар¬ность - это эффект энергии живого вещества биосферы, описан¬ной В. И. Вернадским, проявляющийся в психике людей. Пассио¬нарность не возникает от тех или иных ландшафтных условий. Она возникает как новый признак, т. е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняет¬ся пассионарность естественным отбором как всякий экстремаль¬ный признак...
Попытки прямых сопоставлений географических условий и этнических феноменов делались неоднократно... Однако только учение В.И.Вернадского о биосфере и системный подход Л.Бер-таланфи в интерпретации А.А.Малиновского удовлетворяют в известной мере современных исследователей...
Вряд ли можно изучать этнографию, скажем, эскимосов, огра¬ничившись лишь грамматическими формами глагола или их пред¬ставлениями о злобных духах моря и тундры и игнорируя их спо¬соб охоты на морского зверя. Вряд ли можно описать индусов, не упомянув, как они обрабатывают рисовые поля, зато подробно изложив теорию кармы и перевоплощения душ. Характер трудо¬вых процессов, потребление, войны, создание государства или падение его - такие же объекты этнографического исследования, как свадебные обряды или ритуальные церемонии. А изучение народов на определенных стадиях их развития в процессе сравне¬ния и противопоставления каждого из них соседям немыслимо без учета географической среды.
...Географическая среда не определяет движения общественных явлений. Однако она оказывает существенное влияние на жизнь людей, ибо способствует замедлению или ускорению развития отдельных этнических общностей.
Во всех исторических процессах - от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) - общест¬венная и природные формы движения материи соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, в котором обнаруживается феномен, представляющий собой про¬цесс становления этноса от момента возникновения до исчезнове¬ния или перехода в состояние гомеостаза, т. е. этногенез...
В географическом аспекте этнос в момент возникновения пред¬ставляет собой группу сходных особей, которая приспособила определенный ландшафтный регион к своим потребностям и од¬новременно сама приспособилась к нему. Для поддержания дос¬тигнутого этноландшафтного равновесия необходимо, чтобы по¬томки повторяли деяния предков, хотя бы по отношению к окру¬жающей их природе...
...Кривая проявления пассионарности, равно не похожая ни на линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на повто¬ряющуюся циклоидную кривую биологического развития, видимо, получается в результате инерции, возникающей время от времени вследствие «толчков» - мутаций, вернее микромутаций, отражаю¬щихся на стереотипе поведения, но не влияющих на генотип.
Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по¬пуляции в определенном ареале. Мутируют только отдельные, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возник новый тип людей, в нашем случае консорция, которая при благоприятном стечении обстоя¬тельств вырастает в этнос.
<...>
Томас Б. Колуэлл-мл. пишет: «Баланс Природы предоставляет нам объективную нормативную модель, которую можно исполь¬зовать в качестве основополагающей для человеческих ценно¬стей... Это... основа для определения и выбора любых других цен¬ностей, какие только нам будут нужны. Но все другие ценности должны быть согласованы с указанной основой... Баланс как бы говорит человеку: «Вот что ты должен делать и за что должен от¬вечать. Ты должен создавать и эксплуатировать только такие энергетические системы, которые хорошо вписываются в цикли¬ческую организацию природных процессов. Человеческие ценно¬сти основываются на объективно определяемых экологических отношениях с Природой. Наши цели должны быть согласуемы с возможностями экосистем Природы».
<...>
Существует более радикальный тезис, что нравственность вы¬водима из целостного характера экосистемы...
...Следовать экологическим законам природы - это не только быть благоразумным из одних лишь человеческих соображений, безотносительно к окружающей природе в ее внутренних измере¬ниях и с учетом ее внешних ограничений; напротив, следовать именно экологической сути вещей становится фундаментальной целью, или, иначе говоря, само единство человека с его окружени¬ем определяет основу для человеческих ценностей.
<...>
Последовательность действий, которые мы предпримем, чтобы сохранить что-то природное, без сомнений должна продумывать¬ся в свете наших представлений о красоте, устойчивости и целост¬ности экосистем. А эти представления имеют скорее всего сверх¬природное содержание, происхождение которого не до конца яс¬но. Но все, что мы видим в экосистемах прекрасным и целостным, действительно в них есть. Для дальнейшего важно отметить, что мы открываем целостность и красоту как внутренне присущие экосистемам, а не приписываем их от себя.
<...>
Экологическая этика ставит нас перед проблемой, не должны ли мы сделать еще один шаг на этом пути универсализации и при¬знать самоценность любого члена экобиотического сообщества.
<...>
Человек включен в природные системы и не свободен от дав¬ления со стороны окружения, но во взаимодействиях с миром ста¬новится достижимой полнота человеческой жизни во всей ее обу¬словленности экосистемным контекстом. Следовательно, необхо¬димо воздать должное достоинству природного мира как партне¬ра человека. С недавнего времени мир перестал быть для нас уг¬розой, за исключением тех случаев, когда мы сами нарушаем его порядок.
<...>
По всей вероятности, конкретные практические выводы будут одними и теми же и у первично, и у вторично экологической эти¬ки. Но именно вторая из них столь вдохновляет меня, что я отдаю за нее свой голос, надеясь увидеть ее такой, какой она способна стать. Первая говорит, что человека ведет по жизни страх перед окружающим миром, вторая же предлагает человеку последовать зову любви.
Ролстон III Холмс. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. - С. 258-288.
ТЕМА 4 ЭКОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ
Л. Н.ГУМИЛЕВ. БИОСФЕРА И ИМПУЛЬСЫ СОЗНАНИЯ
География издавна включала в сферу своего изучения взаимо¬отношения людей с природной средой, и каждая эпоха, начиная с античности, давала посильные объяснения разнообразию ландшаф¬тов как девственных, так и преобразованных человеком. В XX в. эта проблема приобрела еще большую актуальность в связи с не¬обходимостью охраны природы. Поэтому вопрос о механизме взаимодействия социосферы и техносферы с природной средой оказался особенно важным...
...Что же такое... этнос? Это тот или иной коллектив людей (ди¬намическая система), противопоставляющий себя всем прочим ана¬логичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения; то и другое подвижно, т.е. является одной из фаз этногенеза, процесса возникновения и исчезновения этнических систем в историческом времени... Именно этносы являются феноменами, в коих осущест¬вляется взаимодействие природной среды с производственной дея¬тельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Подчеркнем, что было бы неверно называть этнос популяцией (которая представляет собой скопление особей одного вида в од¬ном регионе), так как без социальной структуры, уровня техники и культурной традиции этнос существовать не может... Этнос - явле¬ние не биологическое и не социальное, а маргинальное, т. е. лежа¬щее на границе социосферы и биосферы. Поэтому очевидно, что в процессе этногенеза соприсутствуют социальные и биологические компоненты, проявляющиеся в самой этнической истории. Задача лишь в том, чтобы установить характер этого взаимодействия.
Важную роль здесь... может сыграть предложенный нами ранее такой этногенный признак, как пассионарность - способность людей к повышенной активности, кроющийся в их психологии, но генерирующий антропогенные ландшафты, ставшие ныне объек¬том изучения географии. Пассионарность - ...это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к дея¬тельности, направленной на осуществление какой-либо цели, при¬чем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представля¬ется данному лицу ценнее даже собственной жизни... Пассионар¬ность - это эффект энергии живого вещества биосферы, описан¬ной В. И. Вернадским, проявляющийся в психике людей. Пассио¬нарность не возникает от тех или иных ландшафтных условий. Она возникает как новый признак, т. е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняет¬ся пассионарность естественным отбором как всякий экстремаль¬ный признак...
Попытки прямых сопоставлений географических условий и этнических феноменов делались неоднократно... Однако только учение В.И.Вернадского о биосфере и системный подход Л.Бер-таланфи в интерпретации А.А.Малиновского удовлетворяют в известной мере современных исследователей...
Вряд ли можно изучать этнографию, скажем, эскимосов, огра¬ничившись лишь грамматическими формами глагола или их пред¬ставлениями о злобных духах моря и тундры и игнорируя их спо¬соб охоты на морского зверя. Вряд ли можно описать индусов, не упомянув, как они обрабатывают рисовые поля, зато подробно изложив теорию кармы и перевоплощения душ. Характер трудо¬вых процессов, потребление, войны, создание государства или падение его - такие же объекты этнографического исследования, как свадебные обряды или ритуальные церемонии. А изучение народов на определенных стадиях их развития в процессе сравне¬ния и противопоставления каждого из них соседям немыслимо без учета географической среды.
...Географическая среда не определяет движения общественных явлений. Однако она оказывает существенное влияние на жизнь людей, ибо способствует замедлению или ускорению развития отдельных этнических общностей.
Во всех исторических процессах - от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) - общест¬венная и природные формы движения материи соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, в котором обнаруживается феномен, представляющий собой про¬цесс становления этноса от момента возникновения до исчезнове¬ния или перехода в состояние гомеостаза, т. е. этногенез...
В географическом аспекте этнос в момент возникновения пред¬ставляет собой группу сходных особей, которая приспособила определенный ландшафтный регион к своим потребностям и од¬новременно сама приспособилась к нему. Для поддержания дос¬тигнутого этноландшафтного равновесия необходимо, чтобы по¬томки повторяли деяния предков, хотя бы по отношению к окру¬жающей их природе...
...Кривая проявления пассионарности, равно не похожая ни на линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на повто¬ряющуюся циклоидную кривую биологического развития, видимо, получается в результате инерции, возникающей время от времени вследствие «толчков» - мутаций, вернее микромутаций, отражаю¬щихся на стереотипе поведения, но не влияющих на генотип.
Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по¬пуляции в определенном ареале. Мутируют только отдельные, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возник новый тип людей, в нашем случае консорция, которая при благоприятном стечении обстоя¬тельств вырастает в этнос.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях