mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Принцип не¬прерывности рассматривается как организационно-педагогиче¬ское условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-уроч¬ных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно по¬лезного труда.
В эти годы было выявлено содержание экологического образо¬вания, основными компонентами которого явились знания и цен¬ностные ориентации. В качестве ядра системы экологического об¬разования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный - основные идеи о характере взаи¬модействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный - ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный - основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный - виды и способы деятельности школьников, на¬правленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.
В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гума¬нистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоци¬альной системе «человек-общество-природа» следует прежде все¬го внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объ¬ектом критического пересмотра.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепле¬ния в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на пред¬ставление об объективном существовании иной системы «приро¬да-общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.
В наше время вся живая природа планеты вовлечена в челове¬ческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого об¬щества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший при¬оритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение ге¬нофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, по¬следствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, перера¬ботка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушен¬ных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, - весьма непростая, требующая высо¬кого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.
Далее, важнейшим аспектом современного экологического об¬разования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия челове¬ка. Придерживаясь столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы ши¬рокий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образователь¬ного процесса.
В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образова¬ния должен стать принцип его непрерывности. Экологическое об¬разование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формаль¬ное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образо¬вание и неформальное образование взрослого населения.
В. М. Назаренко выделяет различные модели организации эко¬логического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологиче¬ской информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предме¬тах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная ре¬форма учебного процесса. Однако большинство школ в стране (98%) работают по первой модели.
В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерыв¬ного экологического образования требует новой парадигмы: эко¬логическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологи¬ческого образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требо¬ваниям экологической этики.
Обратимся теперь к центральному звену экологического обра¬зования и воспитания - к школе.
Ведущие специалисты школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому эко¬логическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпуск¬ника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстети¬ческим и практическим отношением человека к природе.
Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподава¬нием экологии - относительно нового предмета: оба эти обстоя¬тельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.
Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установ¬ки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высоко¬го стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный под¬ход к душе человека, пусть еще и совсем юного, - непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.
В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элемен¬тарных проблем окружающей среды.
В начальных классах происходит закрепление и развитие зна¬ний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обу¬чения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целост¬ного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваивают¬ся нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая под¬готовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий матери¬ал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природ¬ными объектами. В среднем школьном звене главная роль в эко¬логическом образовании отводится теме «Естествознание» с при¬влечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов прак¬тического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступ¬ные подростковому возрасту.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz