Социальная экология
Как прежде цвел.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не раз¬рушая его жизни и перенести его к себе домой.
В. А. Ясвин считает экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными суще¬ствами, включением их в сферу действия этических норм.
НЕНАСИЛИЕ КАК ФОРМА ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И КАК НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП
В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма свое¬временного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными куль¬турными, этническими, конфессиональными общностями, способ¬ствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.
В сфере отношений человека и природы этика ненасилия изме¬няет не представления о природе, а отношение к ней. Согласно принципу ненасилия человек обязан вести себя не как существо, озабоченное лишь материальными запросами, а как цельная лич¬ность. Здесь уместно будет привести примечательные строки из И. Канта: «В отношении живой, хотя и лишенной разума, части тварей насильственное и вместе с тем жестокое обращение с живот¬ными еще более противно долгу человека перед самим собой, так как препятствуется сочувствие человека к их страданиям, ослаб¬ляются и постепенно уничтожаются естественные задатки, очень полезные для моральности в отношениях с другими людьми» (Кант И. Соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т. 4. - С. 382).
Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жиз¬ненного и этического принципа, которые дают возможность чело¬веку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда не¬насилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.
В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию -это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политиче¬ских, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов.
Современные взгляды ученых основываются на положении об интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, понимании системного строения всей природы. Основной акцент в этике делается на развитии так называемой экологической со¬вести и экологического долга. Долг в экологической интерпрета¬ции состоит не только в том, чтобы сберечь то, что есть, поддер¬живать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода можно рассматривать и практиче¬ские интересы человека, решать проблемы, связанные с его жиз¬нью и деятельностью.
В настоящее время в качестве одного из принципов построения отношений человека с природой, принципов, основанных на по¬нимании целостного единства человека с миром, прежде всего со всем живым, можно признать принцип «благоговения перед жиз¬нью» А. Швейцера: «Я испытываю побуждение высказывать рав¬ное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле и жизни, так и по отношению к любой другой».
А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое ис¬ходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мыш¬ление - такое мышление, которое занято природой познания, ло¬гическими построениями, естественными науками; если же чело¬век побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже дру¬гого типа мышления.
В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.
1. Реальный мир - мир, полный жизни.
2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни; к этому миру он име¬ет как пассивное, так и активное отношение; как существо, стоя¬щее в пассивном отношении к миру, он приходит к духовной свя¬зи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отно¬шении к миру, человек приходит к духовной связи с ним благода¬ря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним це¬лым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.
3. Начав думать о тайне своей жизни и о связях, соединяющих его с жизнью, человек уже не может относиться к своей и окружаю¬щей его жизни иначе, как в соответствии с принципом «благогове¬ния перед жизнью», и этот принцип не может не проявиться в этиче¬ском миро- и жизнеутверждении, которое выражается в его дейст¬виях; он будет не просто жить, а по-настоящему испытывать жизнь.
4. Для человека по-настоящему нравственного жизнь священна даже та, которая находится на нижней границе шкалы ценностей, он делает различия только в каждом конкретном случае, под дав¬лением необходимости, например, когда ему предстоит решить, какой из двух жизней он должен пожертвовать, чтобы сохранить другую. «Если этика Благоговения перед жизнью затронула его, - пишет А.Швейцер, - он наносит вред в жизни и разрушает ее лишь в силу необходимости, которой он не может избежать, и ни¬когда - из-за недомыслия. Насколько он является свободным че¬ловеком, настолько он использует любую возможность, чтобы испытать блаженство: оказаться в состоянии помочь жизни и от¬вести от нее страдание и разрушение» (Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа миро- и жизнеутверждения. - С. 342).
Этика А. Швейцера одинаково и гуманистична, и реалистична. Признавая тот факт, что человек не может избежать насилия над жизнью и ее уничтожения, тем не менее он, как существо разумное, не будет этого делать на субъективном основании, произвольно, помня всегда о том, что «он несет ответственность за жизнь, ко¬торая принесена в жертву». Такого рода этический подход, весьма близкий принципу ненасилия, может, по нашему мнению, способ¬ствовать разрешению глобальной проблемы, гармонизации взаи¬модействия человека и природы, полноте использования собст¬венного разума, когда индивид осознает как ценность окружаю¬щий мир, так и собственную ценность и когда эти ценности связа¬ны воедино неразрывными узами.
ПРОБЛЕМА НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ
Первоначально наиболее отчетливо проблема ненасилия была поставлена в религиозных концепциях прежде всего в древних ре¬лигиях Востока, в частности в Индии. Религии Востока исходят из представлений о мире как о целостной системе, где все элементы целого представляют некоторое единство, где человеку отведено определенное место. Во многих из них в качестве центральной доминирует идея о перевоплощении душ, согласно которой жизнь человека - это система следующих одно за другим перевоплоще¬ний, переходов из одной телесной оболочки в другую. С идеей перевоплощения тесно связано понятие о карме, которое, по сути, выражает причинную обусловленность деяний человека, судьбу. Смысл этого представления состоит в том, что человеку вменяется долг освобождения от кармической зависимости, достижения со¬вершенного состояния души, полноты абсолютного бытия, само¬достаточности. Кроме того, постановке и решению проблемы не¬насилия способствовал сам характер восточных религий, которые отличаются открытостью, способностью к интеграции других ре¬лигиозных систем, проповедуют терпимость как всеобъемлющий принцип и сами отличаются терпимостью.
Джайнизм. Особое место проблема ненасилия занимает в фи¬лософии и этике джайнизма. Исходным положением джайнизма является признание приоритета духа над телом (материей). Достичь спасения и освобождения можно только путем освобождения от материального. При этом материальной является и карма, пред¬ставляемая в качестве тонкой и липкой материи, к которой прили¬пает вся остальная, более грубая материя. Джива (душа) связана с адживой (материей, телом), соединяясь с последней посредством кармы, она приобретает форму живых существ (растений, живот¬ных, человека). Освободиться от кармической зависимости возмож¬но путем познания и последующего правильного поведения, что позволяет добиться освобождения от действия кармы, вначале вредной, а затем и остальной. Это и определяет этику джайнизма, основы которой сформулированы в виде принципов, положений.
Первое положение - убежденность в истинности учения, под¬линная вера в каждое слово доктрины как основы правильных поступков и правильного поведения.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях