Социальная экология
Не непод¬вижно застывший очаг, а водоворот, все более углубляющийся путем втягивания жидкости, в которой он возник. «Я», которое сохраняется, лишь становясь все более самим собой, по мере того, как оно делает собой все остальное...
<...>
...Начиная с расплывчатых контуров молодой Земли, мы бес¬прерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геоге-нез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез.
С критическим переходом к рефлексии раскрывается лишь сле¬дующий член ряда. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более вы¬сокой функцией - вначале зарождением, затем последующим раз¬витием духа - ноогенезом. Когда в живом существе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на одну ступень...
...Геологи давно единодушно допускают зональность структу¬ры нашей планеты. Мы уже упоминали находящуюся в центре металлическую барисферу, окруженную каменистой литосферой, по¬верх которой в свою очередь находятся текучие оболочки гидро¬сферы и атмосферы. К четырем покрывающим друг друга обо¬лочкам со времени Зюсса наука обычно вполне резонно прибав¬ляет живую пленку, образованную растительным и животным войлоком земного шара, - биосферу, неоднократно упомянутую в этой книге. Биосфера - в такой же степени универсальная оболоч¬ка, как и другие «сферы», и даже значительно более индивидуали¬зированная, чем они, поскольку она представляет собой не более или менее непрочную группировку, а единое целое, саму ткань генетических отношений, которая, будучи развернутой и подня¬той, вырисовывает древо жизни.
Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно вынуждены в величественном соединении зем¬ных оболочек выделить пропорциональную данному процессу опору, то есть еще одну пленку. Вокруг искры первых рефлекти¬рующих сознании стал разгораться огонь. Точка горения расши¬рилась. Огонь распространился все дальше и дальше. В конечном итоге пламя охватило всю планету. Только одно истолкование, только одно название в состоянии выразить этот великий фено¬мен - ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действи¬тельно новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.
Здесь-то и выступает ярко диспропорция, искажающая всю классификацию живого мира (и косвенно все строение физическо¬го мира), при которой человек логически фигурирует лишь как род или новое семейство. Извращение перспективы, которое обезличивает и развенчивает имеющий универсальное значение феномен! Для того чтобы предоставить человеку его настоящее место в природе, недостаточно в рамках систематики открыть до¬полнительный раздел - даже еще один отряд, еще одну ветвь... Несмотря на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу. Следовательно, если сопоставить ее с другими явлениями, взятыми в их истинных размерах, историческая сту¬пень рефлексии имеет более важное значение, чем любой зооло¬гический разрыв, будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже самих многоклеточных. Среди последова¬тельных этапов, пройденных эволюцией, возникновение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.
Парадокс человека разрешается, приобретая огромное значение!
<...>
Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «короне» ноосферы.
И высокопоучительна (если мы умеем видеть) констатация то¬го, сколь незаметно в силу универсальной и длительной подго¬товки произошло такое громадное событие, как возникновение этой ноосферы.
Сверхжизнь. Коллективный выход
...И здесь мы возвращаемся к тому пункту проблемы, куда при¬вел нас должным образом установленный до этого факт слияния человеческих мыслей. Как коллективная... реальность, человечест¬во может быть понято лишь в той мере, в какой мы выходим за пределы его телесных, осязаемых конструкций и попытаемся оп¬ределить специфический тип сознательного синтеза, возникаю¬щий из его трудолюбиво и искусно созданной концентрации. В конечном счете человечество определимо именно как дух.
<...>
...Стоит выработать совершенно реалистический взгляд на ноосферу и гиперорганическую природу социальных связей, как нынешнее состояние мира становится более понятным, ибо обна¬руживается очень простой смысл в глубоких волнениях, колеб¬лющих в настоящий момент человеческий пласт. Двойной кризис, уже всерьез начавшийся в неолите и приближающийся к своему максимуму на нынешней Земле, прежде всего связан, об этом уже говорилось, с массовым сплочением (с «планетизацией», можно бы сказать) человечества: народы и цивилизации достигли такой сте¬пени периферического контакта, или экономической взаимозави¬симости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но этот кризис связан также с тем, что мы присутствуем при громадном выходе наружу незаня¬тых сил, возникших под комбинированным влиянием машины и сверхвозбуждения. Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук. Мы сто¬нем от этого избытка богатств...
<...>
Новой области психической экспансии - вот чего нам не хвата¬ет и что как раз находится перед нами, если мы только поднимем глаза.
Мирное завоевание, радостный труд - они ждут нас по ту сто¬рону всякой империи, противостоящей другим империям, во внутренней тотализации мира - в единодушном созидании Духа Земли.
<...>
Сверхжизнь. Завершающий этап Земли
...Я предполагаю, что нашей ноосфере предназначено обособ¬ленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психиче¬ском направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, линию своего бегства.
И здесь совершенно естественно вновь выступает понятие из¬менения состояния.
В нас и через нас ноогенез постоянно поднимается ввысь. Мы выявили основные моменты этого подъема - сближение крупинок мысли; синтез индивидов и синтез наций и рас; необходимость существования автономного и верховного личного очага для объ¬единения элементарных личностей без искажения и в атмосфере активной симпатии. Все это, отметим еще раз, под совместным воздействием сферической кривизны Земли и космической конвергентности духа существует в соответствии с законом сложно¬сти и сознания.
Ну так вот, когда в результате скопления достаточного множе¬ства элементов это существенно конвергентное развитие достига¬ет такой интенсивности и такого качества, что для дальнейшего своего объединения человечество, взятое в целом, должно, как это случилось с индивидуальными силами инстинкта, в свою очередь, «пунктуально» осознать само себя (то есть в данном случае поки¬нуть свою органо-планетарную опору и эксцентрироваться к трансцендентному центру своей возрастающей концентрации), тогда-то и наступит для Духа Земли финал и увенчание.
Конец света - внутренний возврат к себе целиком всей ноосфе¬ры, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности.
Конец света - переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой по¬коиться в боге-омеге.
Конец света - критическая точка одновременного возникнове¬ния и обнаружения, созревания и ускользания.
Тейяр де Шарден П. Феномен чело¬века. –М., 1987.-С. 133-186.
А.МЕНЬ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II
Глава 5. Творение. Эволюция. Человек
...Есть ли достаточные основания для того, чтобы считать эво¬люцию не умозрительной гипотезой, а прочно обоснованной тео¬рией? Некоторые факты, говорящие в ее пользу, были известны задолго до Дарвина, но в его эпоху число их возросло и с тех пор постоянно увеличивается.
Классификация живых существ показывает иерархическую и ге¬нетическую связь между ними: в строении организмов обнаружи¬вается общий план и гомологичные органы; у многих животных (змей, протеев, китообразных) обнаружены рудиментарные органы, потерявшие свое значение, но игравшие роль у их предков.
<...>
...Начиная с расплывчатых контуров молодой Земли, мы бес¬прерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геоге-нез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез.
С критическим переходом к рефлексии раскрывается лишь сле¬дующий член ряда. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более вы¬сокой функцией - вначале зарождением, затем последующим раз¬витием духа - ноогенезом. Когда в живом существе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на одну ступень...
...Геологи давно единодушно допускают зональность структу¬ры нашей планеты. Мы уже упоминали находящуюся в центре металлическую барисферу, окруженную каменистой литосферой, по¬верх которой в свою очередь находятся текучие оболочки гидро¬сферы и атмосферы. К четырем покрывающим друг друга обо¬лочкам со времени Зюсса наука обычно вполне резонно прибав¬ляет живую пленку, образованную растительным и животным войлоком земного шара, - биосферу, неоднократно упомянутую в этой книге. Биосфера - в такой же степени универсальная оболоч¬ка, как и другие «сферы», и даже значительно более индивидуали¬зированная, чем они, поскольку она представляет собой не более или менее непрочную группировку, а единое целое, саму ткань генетических отношений, которая, будучи развернутой и подня¬той, вырисовывает древо жизни.
Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно вынуждены в величественном соединении зем¬ных оболочек выделить пропорциональную данному процессу опору, то есть еще одну пленку. Вокруг искры первых рефлекти¬рующих сознании стал разгораться огонь. Точка горения расши¬рилась. Огонь распространился все дальше и дальше. В конечном итоге пламя охватило всю планету. Только одно истолкование, только одно название в состоянии выразить этот великий фено¬мен - ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действи¬тельно новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.
Здесь-то и выступает ярко диспропорция, искажающая всю классификацию живого мира (и косвенно все строение физическо¬го мира), при которой человек логически фигурирует лишь как род или новое семейство. Извращение перспективы, которое обезличивает и развенчивает имеющий универсальное значение феномен! Для того чтобы предоставить человеку его настоящее место в природе, недостаточно в рамках систематики открыть до¬полнительный раздел - даже еще один отряд, еще одну ветвь... Несмотря на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу. Следовательно, если сопоставить ее с другими явлениями, взятыми в их истинных размерах, историческая сту¬пень рефлексии имеет более важное значение, чем любой зооло¬гический разрыв, будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже самих многоклеточных. Среди последова¬тельных этапов, пройденных эволюцией, возникновение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.
Парадокс человека разрешается, приобретая огромное значение!
<...>
Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «короне» ноосферы.
И высокопоучительна (если мы умеем видеть) констатация то¬го, сколь незаметно в силу универсальной и длительной подго¬товки произошло такое громадное событие, как возникновение этой ноосферы.
Сверхжизнь. Коллективный выход
...И здесь мы возвращаемся к тому пункту проблемы, куда при¬вел нас должным образом установленный до этого факт слияния человеческих мыслей. Как коллективная... реальность, человечест¬во может быть понято лишь в той мере, в какой мы выходим за пределы его телесных, осязаемых конструкций и попытаемся оп¬ределить специфический тип сознательного синтеза, возникаю¬щий из его трудолюбиво и искусно созданной концентрации. В конечном счете человечество определимо именно как дух.
<...>
...Стоит выработать совершенно реалистический взгляд на ноосферу и гиперорганическую природу социальных связей, как нынешнее состояние мира становится более понятным, ибо обна¬руживается очень простой смысл в глубоких волнениях, колеб¬лющих в настоящий момент человеческий пласт. Двойной кризис, уже всерьез начавшийся в неолите и приближающийся к своему максимуму на нынешней Земле, прежде всего связан, об этом уже говорилось, с массовым сплочением (с «планетизацией», можно бы сказать) человечества: народы и цивилизации достигли такой сте¬пени периферического контакта, или экономической взаимозави¬симости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но этот кризис связан также с тем, что мы присутствуем при громадном выходе наружу незаня¬тых сил, возникших под комбинированным влиянием машины и сверхвозбуждения. Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук. Мы сто¬нем от этого избытка богатств...
<...>
Новой области психической экспансии - вот чего нам не хвата¬ет и что как раз находится перед нами, если мы только поднимем глаза.
Мирное завоевание, радостный труд - они ждут нас по ту сто¬рону всякой империи, противостоящей другим империям, во внутренней тотализации мира - в единодушном созидании Духа Земли.
<...>
Сверхжизнь. Завершающий этап Земли
...Я предполагаю, что нашей ноосфере предназначено обособ¬ленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психиче¬ском направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, линию своего бегства.
И здесь совершенно естественно вновь выступает понятие из¬менения состояния.
В нас и через нас ноогенез постоянно поднимается ввысь. Мы выявили основные моменты этого подъема - сближение крупинок мысли; синтез индивидов и синтез наций и рас; необходимость существования автономного и верховного личного очага для объ¬единения элементарных личностей без искажения и в атмосфере активной симпатии. Все это, отметим еще раз, под совместным воздействием сферической кривизны Земли и космической конвергентности духа существует в соответствии с законом сложно¬сти и сознания.
Ну так вот, когда в результате скопления достаточного множе¬ства элементов это существенно конвергентное развитие достига¬ет такой интенсивности и такого качества, что для дальнейшего своего объединения человечество, взятое в целом, должно, как это случилось с индивидуальными силами инстинкта, в свою очередь, «пунктуально» осознать само себя (то есть в данном случае поки¬нуть свою органо-планетарную опору и эксцентрироваться к трансцендентному центру своей возрастающей концентрации), тогда-то и наступит для Духа Земли финал и увенчание.
Конец света - внутренний возврат к себе целиком всей ноосфе¬ры, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности.
Конец света - переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой по¬коиться в боге-омеге.
Конец света - критическая точка одновременного возникнове¬ния и обнаружения, созревания и ускользания.
Тейяр де Шарден П. Феномен чело¬века. –М., 1987.-С. 133-186.
А.МЕНЬ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ II
Глава 5. Творение. Эволюция. Человек
...Есть ли достаточные основания для того, чтобы считать эво¬люцию не умозрительной гипотезой, а прочно обоснованной тео¬рией? Некоторые факты, говорящие в ее пользу, были известны задолго до Дарвина, но в его эпоху число их возросло и с тех пор постоянно увеличивается.
Классификация живых существ показывает иерархическую и ге¬нетическую связь между ними: в строении организмов обнаружи¬вается общий план и гомологичные органы; у многих животных (змей, протеев, китообразных) обнаружены рудиментарные органы, потерявшие свое значение, но игравшие роль у их предков.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях