mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Бэконова вера в то, что научное знание дает техническую власть над природой, обрела практическую значимость едва ли не раньше 1850 года. Лишь в химической промышленности это произошло еще в XVIII веке. Принятие Бэконовой веры в качестве нормального руководящего принципа в практической деятельности нужно считать величай¬шим событием в истории человечества после создания агрокуль¬туры, а может быть, и во всей нечеловеческой земной истории...
Спустя менее столетия после возникновения новой ситуации воздействие человеческого рода на окружение настолько усили¬лось, что его результат стал другим и по своей сути. К примеру, в начале XIV века выстрелили первые пушки, и это имело экологиче¬ские последствия - обезлесение и эрозию, потому что в горы и леса были посланы рабочие для добывания в большом количестве по¬таша, серы, железной руды и древесного угля. Нынешние водород¬ные бомбы уже совсем иные: если они будут использованы на вой¬не, скорее всего, изменится генетическая основа всей жизни на Земле. В 1285 году в Лондоне возникли первые проблемы со смогом из-за сжигания битумных углей, но они не идут ни в какое сравне¬ние с тем, что нынешнее сжигание горючего грозит изменить хими¬ческую основу глобальной атмосферы в целом, и мы лишь кое-что начали понимать, какими могут стать последствия. Демографиче¬ский взрыв и раковая опухоль бесплановой урбанизации породили свалки мусора и объемы сточных вод поистине геологических мас¬штабов, и, разумеется, никакая другая живая тварь на Земле, кроме человека, не смогла бы столь быстро осквернить свое гнездо.
Призывы к действию звучали уже много раз: в основном они выражали негативную реакцию на существующее положение дел или же ориентировались на принятие слишком частных, паллиа¬тивных мер, которые не годятся на что-либо большее, чем быть отдельными пунктами каких-то программ...
Что же мы должны делать? Этого пока еще никто не знает. Нам нужно обратиться к вещам фундаментальным, ибо, если мы ограничимся неглубокими и недальновидными решениями, мы будем получать лишь новые и новые ответные удары природы со все более усугубляющимися последствиями, которые сведут на нет успешность таких решений.
Мы должны начать со своего мышления и обрести ясность по¬нимания, а для этого нужно дать глубокий исторический анализ всего, что легло в основание современной науки и техники...
Западные традиции науки и техники
...Современная техника и современная наука явно порождены именно Западом... Сегодня любая эффективная техника - запад¬ного происхождения, где бы Вы ее ни встретили, будь то в Япо¬нии или в Нигерии... В наше время все значительное в науке всего мира является западным по стилю и методу независимо от цвета кожи или языка ученого...
Научное и техническое лидерство Запада возникло намного раньше так называемой научной революции XVII века и так на¬зываемой промышленной революции XVIII века. Оба эти термина уже утратили свое значение и лишь затемняют подлинную суть того, что с их помощью пытались описать, а именно: важные эта¬пы двух длительных процессов развития, происходивших незави¬симо друг от друга. Не позднее 1000 года н. э., а с некоторой веро¬ятностью и на 200 лет раньше. Запад стал применять энергию во¬ды в производственных процессах - для перемалывания зерна и других целей. Энергию ветра стали использовать к концу XII ве¬ка. С самого начала Запад удивительно настойчиво пошел по пу¬ти быстрого наращивания своих возможностей и мастерства в развитии энергетики, технических средств, сберегающих труд, и автоматики...
К концу XV века техническое превосходство Европы стало на¬столько убедительным, что ее небольшие и враждебные друг дру¬гу нации смогли заполонить весь остальной мир, покоряя его, ко¬лонизируя и ограбляя...
Принято считать ныне, что современная наука берет свое на¬чало в 1543 году, когда Коперник и Везалий опубликовали свои великие труды. Мы не принизим их достижений, если тем не менее укажем и на то, что такие системы, как «О строении человеческо¬го тела» или «Об обращениях небесных сфер», не могли появиться за одну ночь. Существование собственно западной научной тра¬диции прослеживается еще с конца XI века, когда развернулось широкое движение за перевод на латинский язык арабских и гре¬ческих научных работ... К концу XIII века Европа захватила ве¬дущие позиции в мировой науке, отобрав инициативу из дрог¬нувших рук Ислама. Было бы абсурдом отрицать глубокую ори¬гинальность Ньютона, Галилея, Коперника, но не меньшего вни¬мания заслуживают ученые-схоласты XIV века - такие, как Буридан или Орезм, на чьи труды первые и опирались...
Итак, развитие нашей техники и естественных наук началось, обрело самостоятельный характер и достигло мирового преобла¬дания еще в Средние века. Поэтому мы считаем, что невозможно по-настоящему понять их природу и нынешнее влияние на эколо¬гическую ситуацию, если не проанализировать основные катего¬рии средневекового мышления и следствия из них.
Средневековый взгляд на человека и природу
<...>
То, как люди обращаются со своим окружением, зависит от то¬го, что они думают о самих себе и о своих связях с вещами вокруг себя. Экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией...
Победа христианства над язычеством явилась величайшей ре¬волюцией сознания в истории нашей культуры. Ныне же мы все уже живем - независимо от того, хорошо это или плохо, - в «постхристианскую эпоху». Конечно, формы нашего мышления и языка в значительной мере перестали быть христианскими, но, на мой взгляд, их суть часто остается удивительно сходной с той, ка¬кая им была свойственна в прошлом. Так, например, привычные для нас образцы каждодневной деятельности определяются неяв¬ной верой в неуклонный прогресс, о котором ничего не знали как в греко-римской античности, так и на Востоке. Эта вера укорене¬на в иудейско-христианской телеологии, и невозможно доказать, что у нее независимый источник...
Что же христианство говорит людям об их отношении с окру¬жением?
Многие из мифов народов мира дают описания истории творе¬ния. Греко-римская же мифология в этом плане совершенно иная. Мыслители древнего Запада отрицали, как и Аристотель, что ви¬димый мир когда-то имел начало. Просто невозможно ввести на¬чало в их схему циклического понимания времени. Резкий кон¬траст этому дает Христианство, которое унаследовало от Иуда¬изма не только представление о времени как линейном и неповто¬ряющемся, но и удивительную в своем роде историю творения. Всемогущий и любящий Бог шаг за шагом создавал свет и тьму, небесные тела, землю со всеми ее растениями, животными, птица¬ми и рыбами. И в завершение Бог сотворил Адама, а после неко¬торых раздумий - Еву, чтобы мужчина не был одинок. Человек дал имена всем животным, установив таким способом над ними свое господство. Бог предусмотрел и спланировал все это исклю¬чительно для пользы человека и чтобы он управлял миром: всякая природная тварь не имеет никакого иного предназначения, кроме как служить целям человека. И хотя тело человека создано из праха земного, он не просто часть природы - он создан по образу Божию.
Христианство, особенно в своей западной форме, - наиболее антропоцентрическая из всех мировых религий... Отношение че¬ловека к природе определяется во многом тем, что он, как и Бог, трансцендентен по отношению к миру. Полностью и непримири¬мо противостоя древнему язычеству и азиатским религиям, за ис¬ключением, возможно, зороастризма, Христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей...
В эпоху античности каждое дерево, каждый ручей, каждый водный поток, каждый холм имели своего genius loci, своего духа-защитника... Прежде чем срубить дерево, вырыть шахту, перекрыть речку, важно было расположить в свою пользу того духа, кото¬рый владел определенной ситуацией, и позаботиться о том, чтобы и впредь не лишиться его милости. Разрушив языческий анимизм, Христианство открыло психологическую возможность эксплуа¬тировать природу в духе безразличия к самочувствию естествен¬ных объектов.
<...>
Христианский догмат о творении, который можно найти в на¬чале всех символов веры, имеет особый смысл для нашего понима¬ния современного экологического кризиса. Бог дал людям через откровение Библию, книгу Священного Писания. Но поскольку Бог сотворил природу, она тоже должна нести в себе проявления божественной ментальности. Религиозное исследование природы в целях лучшего понимания Бога известно как натуральная теоло¬гия.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz