mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Ко¬гда человек разговаривает с собакой или кошкой, он наделяет их субъектными свойствами, то же самое происходит, когда он раз¬говаривает с растениями, цветами, утренней зарей и т. п.
Авторы отмечают, что субъектификация является наиболее мощным средством формирования субъектного восприятия при¬родных объектов, а это, в свою очередь, является мощным средст¬вом построения и системы отношений к природе, миру в целом. В качестве механизмов субъектификации выступают такие, как идентификация в форме проекции («Моя собака страдает совсем как я!»), способность природного объекта опосредовать отноше¬ние человека к миру, когда он становится значимой для личности величиной («Я только своей кошке доверяю все тайны, она не вы¬даст и не подведет!»), способность природного объекта откры¬ваться в качестве субъекта в процессе совместной деятельности и общения (например, работник милиции с собакой это равноправ¬ные партнеры, которые сдружились и понимают друг друга с по¬луслова).
Таким образом, специфика восприятия человеком мира приро¬ды, с одной стороны, определяется субъективными свойствами са¬мого человека (построение перцептивного образа опосредовано эмоциями, знаниями, ценностями, прошлым опытом человека), с другой - способностью человека наделять субъектными свойст¬вами объекты и явления природы, которые таковыми на самом деле не являются. Такого рода восприятие служит основой для по¬строения и проявления отношений к природе. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения способствуют расширению сферы восприятия, насыщению ее новым (позитив¬ным или негативным) содержанием.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Характеризуя в предыдущих разделах специфику и своеобразие экологической психологии, мы раскрыли суть субъективного от¬ношения и субъектного восприятия человеком природных объек¬тов и явлений действительности. В то же время содержание эколо¬гической психологии не ограничивается только лишь проанали¬зированными феноменами. Необходимо отметить, что она пыта¬ется выделить некоторые интегральные характеристики, которые бы описывали особенности взаимодействия человека с миром при¬роды. К таким интегральным характеристикам относится в первую очередь экологическое сознание.
Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального соз¬нания, связанную с отражением природы как части бытия. Форми¬рование специфического восприятия мира природы и своеобраз¬ного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существен¬ное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.
Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осозна¬вать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загряз¬нение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимо¬стью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее раз¬решения) формирования экологического сознания.
Всего лишь 30-40 лет назад исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мыш¬ление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мыш¬ление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание». Так, в работе Р.У.Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринима¬ется попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекват¬ную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного про¬изводства вообще и экономическим положением группы в частно¬сти. В то же время реально содержание экологического сознания сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что яд¬ро этих знаний составляют представления о природе как самораз¬вивающейся системе.
Немного позже А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев предприняли попытку изучить специфику развития экологическо¬го сознания, выступающего в качестве важного условия решения многих актуальных экологических проблем. По их мнению, эко¬логическое сознание - это отражение социальных, природных и специфических социально-экологических законов функциониро¬вания системы «природа-общество», которые выступают объек¬том отражения этой формы сознания.
В конце XX столетия представления об экологическом созна¬нии кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пес¬симизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анали¬за содержания и структуры экологического сознания.
В ряде исследований подчеркивается, что в современном обще¬стве и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-востор¬женный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами).
В специальных исследованиях выявляют четыре типа носите¬лей экологического сознания с точки зрения решения экологиче¬ских задач, связанных с поиском новых источников финансирова¬ния. Соответственно выделяют четыре типа людей.
Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологи¬ческих и экономических приоритетов в государстве.
Если обратиться к содержанию собственно психологических проблем, связанных со спецификой и структурой экологического сознания, то здесь, действительно, можно поставить множество до¬статочно сложных и содержательных вопросов. К основным из них относятся: что из себя с психологической точки зрения представ¬ляет экологическое сознание, каковы его структура, типы, меха¬низмы формирования?
В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании дейст¬вительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструк¬тивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями че¬ловека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира при¬роды и конструктивно-творческим его преобразованием. Необхо¬димо отметить, что проблема экологического сознания начала ста¬виться относительно недавно, а предметом экологической психоло¬гии стала буквально в последнее десятилетие.
Так, например, В.А.Скребец, характеризуя экологическое со¬знание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физиче¬ском и химическом мире, а также саморегуляция данного отраже¬ния.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz