Социальная экология
Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «психозойской эрой».
<...>
...Эмпирические представления о направленности эволюцион¬ного процесса - без попыток теоретически их обосновать - идут глубже, в XVIII в. Уже Бюффон (1707-1788) говорил о царстве человека, в котором он живет, основываясь на геологическом зна¬чении человека.
<...>
Дана указал, что в ходе геологического времени, говоря совре¬менным языком, т.е. на протяжении двух миллиардов лет, по край¬ней мере, а наверное много больше, наблюдается (скачками) усо¬вершенствование - рост - центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих) и кончая чело¬веком. Это явление и названо им цефализацией. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эво¬люции не идет уже вспять, только вперед.
...Исходя из геологической роли человека, А.П.Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой...
Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей пла¬нете.
В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, рассе¬лился по всей ее поверхности... И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли ско¬рости нескольких сотен километров в час, и на этом они еще не остановились.
Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческо¬го мозга и направляемого им его труда...
В геологической истории биосферы перед человеком открыва¬ется огромное будущее, если он поймет это и не будет употреб¬лять свой разум и свой труд на самоистребление.
<...>
Исторический процесс на наших глазах коренным образом ме¬няется. Впервые в истории человечества интересы народных масс -всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедли¬вости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологи¬ческой силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становит¬ся вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»...
...Французский математик и философ-бергсонианец Е. Ле-Руа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тельяром де-Шарденом...
...Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей плане¬те. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по срав¬нению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поко¬ление моей внучки уже приблизится к их расцвету.
<...>
Лик планеты - биосфера - химически резко меняется челове¬ком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды...
Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений...
В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет...
...Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосфе¬ры в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологи¬ческого прошлого в некоторых своих аспектах. <...>
Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное из¬менение биосферы. Мы входим в ноосферу.
Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический про¬цесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.
Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами при¬роды, отвечают ноосфере.
Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим.
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Научная мысль как планетарное явление. –М., 1991. -С. 235-244.
П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА
Мысль. Возникновение мысли
С чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинст¬венный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И сле¬дует признать, что в своих изображениях универсума наука дейст¬вительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очер¬тить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антрополо¬гия в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объе¬динении всех этих черт портрет явно не соответствует действитель¬ности. Человек в том виде, каким его удается воспроизвести сего¬дняшней науке, - животное, подобное другим. По своей анатомии он так мало отличается от человекообразных обезьян, что совре¬менные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминоидных. Но если судить по биологическим результатам его появления, то не представляет ли он собой как раз нечто совершенно иное?
Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероят¬ное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека... По¬этому совершенно очевидно, что в своих реконструкциях мира нынешняя наука пренебрегает существенным фактором, или, лучше сказать, целым измерением универсума.
<...>
Для окончательного решения вопроса о «превосходстве» чело¬века над животными (его необходимо решить в интересах этики жизни, так же как в интересах чистого знания...) я вижу только одно средство - решительно устранить из совокупности человече¬ских поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен - реф¬лексию.
С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значени¬ем, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуа¬лизации самого себя внутри себя живой элемент, до того распы¬ленный и разделенный в смутном кругу восприятии и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представ¬ления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осоз¬нающее свою организацию.
Каковы же последствия подобного превращения? Они необъ¬ятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действитель¬ности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обду¬манный выбор и изобретательность, математика, искусство, рас¬считанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни - не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняю¬щегося в самом себе...
И вот мы прямо перед тем, чего ожидали... Представляя собой возрастание сознания, жизнь не могла бесконечно продвигаться вперед по своей линии, не преобразуясь в глубину. Как всякая воз¬растающая в мире величина, она должна была, утверждали мы, чтобы остаться самой собой, стать иной. Здесь в достижении реф¬лектирующей способности обнаруживается более четко опреде¬лимая, чем тогда, когда мы проникли в смутную психику первых клеток, особенная и критическая форма трансформации, в которой состояло для жизни это сверхизобретение или это возрождение. И вместе с тем в этой единственной точке вновь выступает, резю¬мируется и уясняется вся кривая биогенеза.
<...>
...Едва родившись, ребенок должен дышать - иначе он умрет. Подобно этому рефлектирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении путем проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя ос¬тального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях