mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Другая становилась легкой добычей первобытных охотников. С этой точки зрения правильнее гово¬рить не об уничтожении человеком крупных млекопитающих, а лишь о его причастности к их исчезновению.
Примерно 10-12 тыс. лет назад началось отступление ледника, вследствие чего многие животные, на которых охотился человек, снова поменяли места обитания, изменили образ жизни или вы¬мерли. В результате к концу плейстоцена (по археологической периодизации - палеолита) человечество столкнулось с резко вы¬раженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов жи¬вотных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей. В.П.Алексеев связывает такое развитие событий с насту¬плением первого в истории человечества экологического кризиса.
Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематиче¬скому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека - австра¬лопитеки, жившие 4-2,5 млн лет назад. Они же незадолго до по¬явления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда.
Для производства первых каменных орудий использовались естественные материалы - кремень, кварцит, горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень, первобытный чело¬век создавал острые орудия - рубило (чоппер), используемое для резки мяса и раскалывания костей; скребло, применявшееся при обработке шкур убитых животных; каменный молоток и др. По¬степенно техника изготовления орудий совершенствовалась. Так, неандертальский человек (200-30 тыс. лет назад) помимо назван¬ных предметов умел изготовлять каменные ножи, пилки, сверла, остроконечники для стрел и копий.
Около 1,9 млн лет назад люди стали строить первые жилища -хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега.
Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, само¬возгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.
Огонь представлял собой еще один - экстрасоматический - ис¬точник энергии, дополнявший энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использо¬вание сделало человека менее зависимым от климатических изме¬нений, а также позволило за счет термической обработки сущест¬венно повысить потребительские свойства потребляемой пищи.
Уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост числа жителей Земли привели к увеличению энергопотребления на планете по сравнению с начальным этапом ста¬новления человечества в 100 раз. По мнению Б. Б. Прохорова, сам по себе подобный энергетический баланс первобытного общества охотников-собирателей не мог нанести существенный ущерб ок¬ружаются среде. Однако использование людьми огня нередко приводило к возникновению опустошительных пожаров. Древ¬нейшие люди практиковали выжигание травы для загона живот¬ных во время охоты, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологи¬ческий эффект этих пожаров был весьма значителен. Они приво¬дили к смене растительности на обширных пространствах, в ре¬зультате чего на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат.
Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собирате¬лей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Произ¬веденные Б. Б. Прохоровым ориентировочные подсчеты показы¬вают, что общее годовое количество нечистот от группы в 20 че¬ловек (около 10 т) рассеивалось по территории около 400 км2. На¬грузка на ландшафт в этом случае была минимальной. Другие от¬ходы первобытных охотников составляли органические остатки пищи и одежды из шкур, осколки камней, остающиеся после изго¬товления каменных орудий. Таким образом, отмечает Б. Б. Прохо¬ров, охотниками-собирателями в окружающую их среду не прив¬носилось ничего для нее чужеродного.
Воздействие внешних условий и общий характер жизнедеятель¬ности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках пер¬вобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили ха¬рактерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболе¬вания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформи¬рующие артриты и др. Возникновение большинства костных па¬тологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.
Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 го¬дам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти Б. Б. Прохоров на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Од¬ной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети. Б. Б. Прохоров указывает также на высокие показатели детской и женской смертности. И все же, несмотря на это, большие адап¬тационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существо¬вания, пережить резкие изменения в природе Земли (похолода¬ния, оледенения обширных районов, резкие потепления, измене¬ния уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.
В своем мышлении первобытный человек целостно восприни¬мал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфиза-ции природы. По его представлениям все природные объекты -как живые, так и не живые - одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр. Так возник анимизм - вера в суще¬ствование духов, в наличие у всего сущего души, не зависящей от материальных причин.
Как способ объяснения отношений общества с природой суще¬ствовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм - это поклонение животному, растению, явлению приро¬ды (тотему), от которого произошла данная родовая группа людей. Фетишизм - это поклонение неодушевленному предмету (фети¬шу), который, по мнению верующих, наделен сверхъестественной силой.
Они жили по закону сопричастности, гласящему, что человек взаимодействует с объектами окружающего мира не прямо, а опо¬средованно, через высшие сверхестественные силы. Леви-Брюль отмечал, что природа, окружающая определенную группу, пле¬мя или группу племен, фигурирует в их представлениях не как система объектов или явлений, управляемых определенными за¬конами согласно правилам логического мышления, а как дина¬мичная совокупность мистических взаимодействий. Леви-Брюль пишет о сопричастности, устанавливаемой между землей и об¬щественной группой, жившей на данной территории, когда каж¬дая социальная группа чувствует себя мистически связанной с той частью территории, которую она занимает или по которой она передвигается.
На мистической сопричастности, слитности человека с явле¬ниями природы и его возможности влиять на них основывалась магия. Магия - колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на при¬роду, людей и даже богов. Первобытные люди пытались исполь¬зовать магию для воздействия на окружающий мир в нужном им направлении.
АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА
Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой мате¬риального производства были земледелие и скотоводство - с мо¬мента появления сельского хозяйства (ок. 8 тыс. лет до н. э.) вплоть до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. н. э.).
Нестабильность практиковавшегося на протяжении многих сотен тысячелетий охотничьего хозяйства вынуждала людей искать новые источники обеспечения своего существования. В результате начи¬ная с 12-го тысячелетия до н.э. стал систематически практиковаться возникший на базе предшествующего собирательства сбор урожая диких злаков, а примерно 10-11 тыс.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz