mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

Социальная экология

Оно обнаруживается в человеческой личности, которая концентрирует в себе мысль, соз¬нание, творчество и свободу. Разум реализует свой жизненный принцип иначе, нежели организм, духовная деятельность спасает свои плоды от когтей времени более совершенным способом, чем наследственная информация генов. Именно это уникальное явле¬ние выводит человека за пределы биологического развития.
<...>
Повсеместное распространение веры в то, что смерть не влечет за собой полного уничтожения личности, - факт, заслуживающий внимания. Он свидетельствует о почти врожденном чувстве бес¬смертия «Я», пусть даже не всегда ясно сознаваемом. Иногда его пытаются связать с инстинктом самосохранения, и, разумеется, какая-то связь здесь действительно существует. Однако мысль о бессмертии - отнюдь не просто биологический феномен. Прежде всего, она - проявление духа, интуитивно ощущающего свою не¬разложимую природу.
<...>
Материалисты обычно говорят, что со смертью сознание «угасает». Но это не более чем плохая метафора. Ведь и в чисто физическом плане бытия «угасание» отнюдь не означает анниги¬ляции, а лишь переход одной формы материи или энергии в дру¬гую. Поэтому, если даже принять подобную аналогию, правиль¬нее будет сказать, что гибель тела открывает сознанию путь к пе¬реходу в другую форму существования.
Поскольку дух, как мы видим, способен оказывать огромное воздействие на жизнь тела, то вполне возможно представить его как силу, использующую центральную нервную систему в качест¬ве своего инструмента. Мозг в данном случае окажется чем-то от¬даленно напоминающим трансформатор или конденсатор...
Разумеется, смерть и разложение мозга нарушает его контакт с духом. Но значит ли это, что дух больше не существует? Может ли доказать это «молчание могил»?..
Таким образом, отрицание бессмертия строится на чисто нега¬тивных предпосылках, изъяны которых становятся очевидными перед лицом специфических особенностей духа как начала нема¬териального и личности как феномена сверхвременного и внепространственного.
Такое новообразование должно было занять исключительное место в мировой эволюции. Однажды загоревшись во Вселенной, огонь духа, подобно жизни, не мог угаснуть. Но, мало того, во¬плотился он не только в коллективном сознании вида, но в каж¬дой его единице, высочайшем шедевре миротворения - личности.
Единый организм биосферы растет, одолевая смерть, но одна за другой отмирают и сменяются его клетки. Иное бессмертие в ноо¬сфере. Для нее части столь же важны, как и целое. Она выступает не как безликая масса, а как единство мыслящих индивидов.
Смерть настигает животное и делает его своей жертвой, и в че¬ловеке гибнет только животное. Дух же его, говоря словами Тейяpa, «ускользает и высвобождается». То, что он оказывается в со¬стоянии пережить распад тела, есть закономерность и важ¬нейший шаг космоса на пути к сверхприродным мирам.
* * *
Но если бессмертие - настолько важное для эволюции свойство духа, если оно так вожделенно человеку, то почему наши пред¬ставления о дальнейшей судьбе личности столь неясны и бедны содержанием? На это существует два ответа. По мнению одних, человечеству еще суждено когда-нибудь глубже проникнуть в эти тайны; они лишь мало исследованы, но в принципе - рационально познаваемы. Согласно другой, более вероятной точке зрения, здесь проходит рубеж, который мы не можем преодолеть, нахо¬дясь по эту сторону бытия. Как невозможно эмбриону, ведущему чисто биологическое существование, понять всю сложность и многогранность человеческой жизни, так и в нашем ограничен¬ном бытии трудно представить другие миры иначе, как в виде символов...
Начало онтогенеза человека не отличается от такового у жи¬вотных. Но на следующих ступенях он становится все более спо¬собным отражать в себе свет Высшего.
Поразительные взлеты человеческой личности, мысль филосо¬фа - все это есть уже предчувствие и переживание бессмертия «здесь и теперь». Это как бы луч света, который освещает и путь отдельной души, и историю всего человечества. Вопреки тем, кто хочет похоронить человека и убедить его, что конец жизни - это «лопух на могиле», дух в самом своем бытии открывает перспек¬тиву вечности. Маленький отрезок, который ему предстоит прой¬ти по земле, раздвигается в безмерность, когда человек ощущает свое бессмертие и единение со Вселенной и Богом. Он трудится, зная, что все прекрасное и подлинное, возникшее в этом мире, достигает в грядущем высочайшего расцвета.
Посмертие невозможно представить себе пустым бездействием, томительной и однообразной «прогулкой в райских садах» - оно явится процессом непрерывного становления и восхождения к вечному совершенству...
...Посмертие тесно связано со всей земной жизнью, подобно тому как наследственность и условия существования в теле матери влияют на рождение и жизнь человека. Земное существование да¬но нам не случайно и не бесцельно. Формируя свой дух на путях жизни, мы готовим его к вечности. И эта подготовка должна вы¬ражаться в нашей деятельности на земле. Еще философы Индии и Греции поняли, что кроме физических законов существуют и законы духовно-нравственные и что они действуют с оп¬ределенной последовательностью. Каждый несет в посмертие то, что он уготовил сам себе здесь. Семя с червоточиной никогда не даст здорового растения. Зло и духовная убогость на земле эхом отзовется в нашем запредельном бытии. Поэтому призвание каж¬дого человека, который серьезно и с ответственностью подходит к проблеме жизни и смерти, - уже здесь, говоря евангельскими сло¬вами, «собирать себе небесное сокровище». В стремлении к «спасению своей души», то есть приобщению к Божественной Жизни, мы должны видеть не эгоизм, а естественную, заложенную в человеке потребность. Эгоизм же, напротив, есть препятствие к этому приобщению.
* * *
Но Библия открывает нам и нечто большее. Символ «Древа Жизни», который появляется на первых ее страницах, означает потенциальное бессмертие всего человеческого существа, а вместе с ним и всей природы. Человек, согласно Писанию, есть духовно-телесное единство. Поэтому его роль в мироздании не может ог¬раничиться сохранением и совершенствованием одного духа сре¬ди общего разложения материи. Незримая энергия, которой он наделен, еще далеко не реализовала всех своих возможностей.
Через свое тело человек слит с природным космосом, и его восхождение есть одновременно и восхождение всей твари. Эво¬люция биосферы - это побег от смерти, история же человека - это путь к воскресению и одухотворению материи. Следователь¬но, неразрушимость духа есть лишь этап, а не вершина прогресса.
<...>
Первозданное человечество должно было найти путь к целокупному бессмертию, стать в мироздании «первенцем из мертвых». Но это не произошло. Избегает распада лишь дух; смерть же по-прежнему сохраняет свою власть над ноосферой, разрушая тело человека, как любую другую структуру. То, что человек назвал горестным именем «темницы», возвращается в общий круговорот вещества...
Что же явилось причиной этого надлома? Что затормозило движение и роковым образом повлияло на духовную жизнь и ис¬торию мира?
Христианство называет эту катастрофу Первородным грехом или поврежденностью человеческой природы.
Мень А. История религии: В поис¬ках Пути, Истины и Жизни:
В7Т.-М, 1991.-Т. 1.-С. 85-104;121-130.
ТЕМА 6 ЧЕЛОВЕК И КОСМОС
А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ. ЗЕМНОЕ ЭХО СОЛНЕЧНЫХ БУРЬ
Колыбель жизни и пульсы Вселенной
...От начала веков как в бурные, так и в мирные эпохи своего существования живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей - оно связано с ато¬мами природы всеми атомами своего существа. Каждый атом жи¬вой материи находится в постоянном, непрерывном соотношении с колебаниями атомов окружающей среды - природы; каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания атомов природы. И в этом воззрении сама живая клетка является наибо¬лее чувствительным аппаратом, регистрирующим в себе все явле¬ния мира и отзывающимся на эти явления соответствующими ре¬акциями своего организма...
Действительно, физические и химические процессы, происхо¬дящие в окружающей среде, вызывают соответствующие измене¬ния в физико-химических, физиологических отправлениях живого организма, отражаясь на его сердечно-сосудистой, его нервной деятельности, на его психике и, наконец, на его поведении. Так, колебания атмосферного давления, степень влажности воздуха, температура, количество солнечного света и т. д. вызывают коле¬бания в состоянии многих функций нашего организма, нашего нервного тонуса, в той или иной степени и в конце концов отра¬жаясь на нашем поведении.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz