Социальная экология
В совре¬менной психологии данный процесс изучен достаточно хорошо: выделены основные свойства восприятия (целостность, предмет¬ность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепция) на восприятие; раскрыты закономерности формиро¬вания восприятия на разных ступенях возрастного развития. В то же время общую психологию не интересуют объекты восприятия, она занимается самим процессом восприятия и его закономерно¬стями. Когда же речь идет о специфике восприятия инженера, ху¬дожника, актера, учителя и т.п., этим занимаются уже в рамках специальных отраслей психологии: инженерной психологии, психо¬логии художественного творчества, психологии актерского мастер¬ства, педагогической психологии и т.д. Отсюда понятно, что эко¬логическая психология изучает не само по себе восприятие, а свое¬образие восприятия природных предметов и явлений. Здесь на первый план выдвигается проблема именно субъективного вос¬приятия, поскольку объективные законы восприятия примерно одни и те же и не зависят практически от своеобразия объекта.
Построение перцептивного образа природных объектов и яв¬лений - это всегда субъективный процесс, опосредованный про¬шлым опытом восприятия человеком подобных объектов, эмо¬циями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями.
Первичной характеристикой субъективного восприятия явля¬ются эмоции, которые испытывает человек в процессе перцепции. Разные объекты могут вызывать различные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические, практические. То же самое можно сказать об определенном объекте, который у одного вызывает чувство брезгливости, например паук, а у другого - чув¬ство восхищения, например у человека, изучающего или коллек¬ционирующего пауков.
На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и другие психические процессы. В си¬лу этого даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта характер субъективного восприятия у разных людей бу¬дет разным. Один человек просто любуется, например, отдельно стоящей березой, другой при этом любуется как деревом в целом, так и отдельными его элементами: листвой, ветвями, белоснеж¬ным стволом, третий - может вспомнить о своеобразии энергети¬ческого обмена березы, системе питания, четвертый - стихи о бе¬резе и т. д.
На структуру восприятия оказывает влияние и потребностно-мотивационный компонент личности. Например, испытывая не¬посредственный интерес, можно наблюдать, как забавно переби¬рает ножками, спешащий по своим делам жучок; испытывая же научный интерес, ученый наблюдает целенаправленно поведение данного насекомого или других животных. Один человек любует¬ся сосной, удовлетворяя свои эстетические потребности, а другой оценивает ее ровный ствол, предвосхищая в воображении, какое из него получится бревно для постройки своей дачи, третий - во¬обще не любуется, так как деревья, в том числе и эта сосна, никак не связаны с его мировосприятием и потребностями.
Особое влияние на восприятие конкретного объекта или их со¬вокупности оказывают мировоззрение человека, его сознание, сис¬тема ценностных ориентации. Личность, обладающая антропо¬центрическим сознанием, будет воспринимать мир природы с по¬зиций собственного эгоцентризма или эгоцентризма своего окру¬жения. Например, многие люди, воспринимая змею (даже не ра¬зобравшись какая она, несет или не несет непосредственную угро¬зу в данный момент), будут испытывать отвращение, страх, жела¬ние ее уничтожить. Ель, которая выросла на даче, в силу того что она красива и не мешает, воспринимается хозяином позитивно, а береза, которая растет у соседа и «затемняет» участок, будет вос¬приниматься враждебно, это отношение распространяется и на со¬седа, который не желает уничтожать «вредное» дерево. При эко¬центрическом сознании восприятие даже отдельных объектов и явлений природы осуществляется с позиций целостного представления о мире природы, его взаимосвязях, самостоятельной ценно¬сти. Мы уже неоднократно отмечали, что личность с экоцентри¬ческим сознанием обладает особой этикой, которую А. Швейцер назвал этикой благоговения перед жизнью.
Все эти компоненты восприятия мира создают опыт человека, и этот опыт, закрепившись, оказывает влияние на последующие акты восприятия. При этом необходимо отметить, что черты ин¬дивидуального своеобразия восприятия объектов природы в зави¬симости от прошлого опыта значительно варьируются у разных людей. Например, человек, который имел негативный опыт встре¬чи с гадюкой (наступил на нее, и она предприняла попытку на¬пасть на него), при повторной встрече не будет любоваться ее красотой, он испытает страх, предпримет попытку убить ее. Че¬ловек же с экоцентрическим сознанием в такой же ситуации хотя и испытает некоторую тревогу, но отнесется к гадюке терпимо, понимая, что первая она нападать не будет, что это ее мир и она чувствует себя в нем полноправной частью, у нее есть право на жизнь, как и у всех существ на Земле.
Итак, восприятие мира природы человеком, построение пер¬цептивного образа - это сложный процесс, опосредованный лич¬ностью самого воспринимающего, его эмоциями, знаниями, миро¬воззрением, мотивами, ценностями. В силу этого восприятие всегда субъективно по характеру.
Обратимся теперь к анализу специфики восприятия мира при¬роды человеком. Эта специфика заключается в субъектности та¬кого рода восприятия. Именно субъектность и составляет один из важных аспектов, которым занимается экологическая психология. И здесь мы вновь обратимся к концепции С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, которые наиболее полно описали в современной науке дан¬ный феномен.
Авторы отмечают, что субъектное восприятие - это воспри¬ятие чего-либо в мире как субъекта. Каким образом человек наде¬ляет нечто иное, например те же природные объекты, свойствами субъекта? Во-первых, это происходит, если индивид наделяет что-либо человеческими свойствами (по шкале «человеческое - не чело¬веческое»); во-вторых, при восприятии объекта как равного себе (по шкале «равное - не равное»). В результате субъектными свой¬ствами наделяются те объекты, которые воспринимаются как че¬ловеческие (похожие на меня) и как равные. Важным аспектом субъектного восприятия является способность объекта «открыть¬ся как субъект».
Разумеется, что природные объекты и явления на самом деле не являются субъектами в прямом смысле этого слова. Они могут восприниматься как субъекты только тогда, если воспринимаю¬щий наделяет объекты субъектностью, другими словами, сам прив¬носит ее.
Особое внимание С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин обращают на фор¬мы и способы наделения субъектностью природных объектов. Используя имеющиеся в современной психологии данные о типах представления человека о мире, они характеризуют их в рамках рассматриваемой проблемы. К таким формам наделения субъект¬ностью природных объектов относятся: анимизм, антропомор¬физм, персонификация, субъектификация.
Анимизм - это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной дей¬ствовать активно и самостоятельно. Это наиболее древняя форма субъективации природы. Согласно анимистическим представле¬ниям духи живут во всех природных объектах и явлениях, именно они могут вызывать разные природные явления, милуя или нака¬зывая человека в зависимости от его поведения в природе.
Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы челове¬ческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого пред¬ставления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может «скучать», лес -«сердиться», река - «радоваться» и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии.
Персонификация, или олицетворение - система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей. Например, древние греки Небо олицетворяли с богом Ураном, Землю - с бо¬гиней Герой, отсюда гроза - это брак Неба-Урана и Земли-Геры. В последующие времена особенно ярко персонификация прояви¬лась в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли об¬ретать определенные свойства и качества человека.
Субъектификация - процесс наделения объектов природы субъ¬ектными функциями, после чего они и начинают восприниматься как субъекты. В силу этого и становится возможным общение, например, с природой в целом или отдельными ее объектами.
Построение перцептивного образа природных объектов и яв¬лений - это всегда субъективный процесс, опосредованный про¬шлым опытом восприятия человеком подобных объектов, эмо¬циями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями.
Первичной характеристикой субъективного восприятия явля¬ются эмоции, которые испытывает человек в процессе перцепции. Разные объекты могут вызывать различные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические, практические. То же самое можно сказать об определенном объекте, который у одного вызывает чувство брезгливости, например паук, а у другого - чув¬ство восхищения, например у человека, изучающего или коллек¬ционирующего пауков.
На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и другие психические процессы. В си¬лу этого даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта характер субъективного восприятия у разных людей бу¬дет разным. Один человек просто любуется, например, отдельно стоящей березой, другой при этом любуется как деревом в целом, так и отдельными его элементами: листвой, ветвями, белоснеж¬ным стволом, третий - может вспомнить о своеобразии энергети¬ческого обмена березы, системе питания, четвертый - стихи о бе¬резе и т. д.
На структуру восприятия оказывает влияние и потребностно-мотивационный компонент личности. Например, испытывая не¬посредственный интерес, можно наблюдать, как забавно переби¬рает ножками, спешащий по своим делам жучок; испытывая же научный интерес, ученый наблюдает целенаправленно поведение данного насекомого или других животных. Один человек любует¬ся сосной, удовлетворяя свои эстетические потребности, а другой оценивает ее ровный ствол, предвосхищая в воображении, какое из него получится бревно для постройки своей дачи, третий - во¬обще не любуется, так как деревья, в том числе и эта сосна, никак не связаны с его мировосприятием и потребностями.
Особое влияние на восприятие конкретного объекта или их со¬вокупности оказывают мировоззрение человека, его сознание, сис¬тема ценностных ориентации. Личность, обладающая антропо¬центрическим сознанием, будет воспринимать мир природы с по¬зиций собственного эгоцентризма или эгоцентризма своего окру¬жения. Например, многие люди, воспринимая змею (даже не ра¬зобравшись какая она, несет или не несет непосредственную угро¬зу в данный момент), будут испытывать отвращение, страх, жела¬ние ее уничтожить. Ель, которая выросла на даче, в силу того что она красива и не мешает, воспринимается хозяином позитивно, а береза, которая растет у соседа и «затемняет» участок, будет вос¬приниматься враждебно, это отношение распространяется и на со¬седа, который не желает уничтожать «вредное» дерево. При эко¬центрическом сознании восприятие даже отдельных объектов и явлений природы осуществляется с позиций целостного представления о мире природы, его взаимосвязях, самостоятельной ценно¬сти. Мы уже неоднократно отмечали, что личность с экоцентри¬ческим сознанием обладает особой этикой, которую А. Швейцер назвал этикой благоговения перед жизнью.
Все эти компоненты восприятия мира создают опыт человека, и этот опыт, закрепившись, оказывает влияние на последующие акты восприятия. При этом необходимо отметить, что черты ин¬дивидуального своеобразия восприятия объектов природы в зави¬симости от прошлого опыта значительно варьируются у разных людей. Например, человек, который имел негативный опыт встре¬чи с гадюкой (наступил на нее, и она предприняла попытку на¬пасть на него), при повторной встрече не будет любоваться ее красотой, он испытает страх, предпримет попытку убить ее. Че¬ловек же с экоцентрическим сознанием в такой же ситуации хотя и испытает некоторую тревогу, но отнесется к гадюке терпимо, понимая, что первая она нападать не будет, что это ее мир и она чувствует себя в нем полноправной частью, у нее есть право на жизнь, как и у всех существ на Земле.
Итак, восприятие мира природы человеком, построение пер¬цептивного образа - это сложный процесс, опосредованный лич¬ностью самого воспринимающего, его эмоциями, знаниями, миро¬воззрением, мотивами, ценностями. В силу этого восприятие всегда субъективно по характеру.
Обратимся теперь к анализу специфики восприятия мира при¬роды человеком. Эта специфика заключается в субъектности та¬кого рода восприятия. Именно субъектность и составляет один из важных аспектов, которым занимается экологическая психология. И здесь мы вновь обратимся к концепции С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина, которые наиболее полно описали в современной науке дан¬ный феномен.
Авторы отмечают, что субъектное восприятие - это воспри¬ятие чего-либо в мире как субъекта. Каким образом человек наде¬ляет нечто иное, например те же природные объекты, свойствами субъекта? Во-первых, это происходит, если индивид наделяет что-либо человеческими свойствами (по шкале «человеческое - не чело¬веческое»); во-вторых, при восприятии объекта как равного себе (по шкале «равное - не равное»). В результате субъектными свой¬ствами наделяются те объекты, которые воспринимаются как че¬ловеческие (похожие на меня) и как равные. Важным аспектом субъектного восприятия является способность объекта «открыть¬ся как субъект».
Разумеется, что природные объекты и явления на самом деле не являются субъектами в прямом смысле этого слова. Они могут восприниматься как субъекты только тогда, если воспринимаю¬щий наделяет объекты субъектностью, другими словами, сам прив¬носит ее.
Особое внимание С.Д.Дерябо и В.А.Ясвин обращают на фор¬мы и способы наделения субъектностью природных объектов. Используя имеющиеся в современной психологии данные о типах представления человека о мире, они характеризуют их в рамках рассматриваемой проблемы. К таким формам наделения субъект¬ностью природных объектов относятся: анимизм, антропомор¬физм, персонификация, субъектификация.
Анимизм - это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной дей¬ствовать активно и самостоятельно. Это наиболее древняя форма субъективации природы. Согласно анимистическим представле¬ниям духи живут во всех природных объектах и явлениях, именно они могут вызывать разные природные явления, милуя или нака¬зывая человека в зависимости от его поведения в природе.
Антропоморфизм - система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы челове¬ческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого пред¬ставления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может «скучать», лес -«сердиться», река - «радоваться» и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии.
Персонификация, или олицетворение - система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей. Например, древние греки Небо олицетворяли с богом Ураном, Землю - с бо¬гиней Герой, отсюда гроза - это брак Неба-Урана и Земли-Геры. В последующие времена особенно ярко персонификация прояви¬лась в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли об¬ретать определенные свойства и качества человека.
Субъектификация - процесс наделения объектов природы субъ¬ектными функциями, после чего они и начинают восприниматься как субъекты. В силу этого и становится возможным общение, например, с природой в целом или отдельными ее объектами.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях