mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2

Устойчивость личности, устойчивость сознания - это способность сохранять содержание понятий, суждений и умозаключений, способность к осуществлению операций их преобразования несмотря на влияния среды, затрудняющие или противоречащие этим понятиям или операциям. Устойчивость определяет стабильность внутреннего мира человека.
В осознании ситуаций и в своей деятельности человек постоянно встречается с конфликтами: внешними, независящими от человека и не связанными с его деятельностью, а также внутренними, обусловленными столкновением интересов во внешнем мире или в самом сознании. В результате поступающей в процессе конфликта информации, не связанной непосредственно с содержанием конфликта, или случайной, но, возможно, ложной или связанной лишь с деталью конфликта, а также вследствие естественных нестационарных флюктуации в самом сознании временно (на определенный период) начинает доминировать то одна, то другая сторона конфликта. Устойчивость и является механизмом поддержания стабильности, защиты от этих флюктуации.
Связана ли физиологическая устойчивость с устойчивостью личности? Вероятно, такая связь есть, о чем говорят результаты исследований так называемых измененных состояний сознания, возникающих при воздействии внешних факторов (Д.Л.Спивак, 1999), а также динамики личности при крайне тяжелых состояниях, вызванных войной, стихийными бедствиями и т. п.
В широко развивающемся сейчас направлении гуманистической психологии особое значение придается такому свойству сознания, как рефлексия. Под рефлексией понимается осмысливание личностью своих собственных действий и законов, вызывающих их, направленное на самопознание. Это диалог, который сознание ведет само с собой, опираясь на естественную логику событий, но создавая свою собственную логику, свои собственные законы, которые определяют результат процесса самопознания. Рефлексия как свойство сознания уже давно стала предметом изучения философов и психологов, а искусство, особенно художественная литература, почти целиком построены на рефлексии. Трагедии В.Шекспира, «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина, «Отец Сергий», «Крейцерова соната», «Война и мир» Л.Н.Толстого, романы Ф.Достоевского являются прекрасными образцами такого рефлексивного искусства. Своего апогея рефлексия достигла в произведениях Пруста, Кафки, Джойса, почти вытеснив действия и поступки.
П.Тейяр де Шарден писал о том, что рефлексирующее сознание является центральным феноменом человека, обеспечивающим его свободу и возможность самосознания. Рефлексия, как высший этап развития психики, дала возможность проявления таких личностных факторов, как самосознание, самоосмысливание, самоактуализация, стала основой саморазвития.
Рефлексия определяет такие признаки бытия человека, как его уникальность, неповторимость даже по отношению к самому себе, поскольку всегда происходит процесс саморазвития личности, коррекция установок, познание новых законов, отношений и т. п. «Я» сегодня уже не тот, что был вчера, и не тот, каким буду завтра.
Еще одним признаком, связанным с рефлексией, следует признать парадоксальность личности, поскольку в сознании одновременно сосуществует целый ряд противоположных, нередко взаимоисключающих друг друга тенденций, влечений, которые могут формировать конфликты, но могут и не вступать в противоборство.
Этот сложный конгломерат может существовать в сознании только благодаря рефлексии, определяющей наличие логики парадокса. Противник насилия как формы общения становится выдающимся полководцем, гениальный химик клеит чемоданы, а писатель пашет землю и тачает сапоги, изобретатель динамита учреждает премию мира и т. п. Пожалуй, наиболее ярко это показал Г.РДер-жавин в своей знаменитой оде «Бог».
Важной производной от рефлексии является открытость сознания как свойство, которое обеспечивает его бесконечную способность охватить все не только доступные, но и недоступные восприятию проявления мироздания, способность вовлекать в формируемые в сознании схемы мира содержание поступающей информации.
Открытость и парадоксальность обуславливают такое свойство сознания, как психологический импрессионизм, несводимость сознания только к инвариантным базовым характеристикам и концепциям. С одной стороны, это стремление сформировать мировоззрение на основе устойчивой картины мира, а с другой - признание «летучести», эфемерности этой картины, рано или поздно сменяемой другой, с другими законами и отношениями.
Рефлексивность, как свойство экологического сознания, обеспечивает построение у человека своей индивидуальной картины мироздания и своего места в этой динамичной картине, постоянно меняющей свое обличие. Каждый закат солнца неповторим и уникален, каждое облако непохоже на другое, но это мой закат, мое облако, и они не будут такими ни для кого другого, даже если этот другой стоит рядом со мной.
Одной из существенных задач рефлексирующего экологического сознания является анализ противоречий, возникающих в сознании как отражение реальных противоречий, существующих во внешнем мире. Главная трудность подобного анализа связана с таким свойством рефлексии, как сомнение. Эта категория познания в рефлексирующем сознании была введена Р.Декартом, который придавал ей исключительно большое значение как инструменту истины.
Сомнение - это важный стимул познания, заставляющий вновь и вновь расширять круг вовлеченных в фокус сознания объектов. Свойство критичности близко понятию сомнения и реализуется в поиске уязвимых, слабых мест в том или ином построении абстрактной модели внешнего мира, сформированной сознанием.
Вероятно, одним из наиболее частых объектов рефлексии является понятие цели, особенно в ее глобальной постановке, которая, возможно, сама послужила базой для появления рефлексии, постановке, формируемой в виде вопроса: в чем смысл жизни?
Отвечая на вопрос, что такое личность, поставленный в начале главы, наверное, можно было бы сказать: личность - это человек с особенностями его рефлексирующего сознания.
Большую роль в проблематике экологического сознания и сознания вообще играют связанные с рефлексией понятия самоорганизации и самореализации, относящиеся к процессу появления и развития «Я» как личности.
Под самореализацией обычно понимается сбалансированное и гармоничное раскрытие всех сторон личности и их использование в решении проблемы поиска своего места в природной и социальной структурах. Проблема самореализации активна тогда, когда она основывается на абстрактных ценностях. А.Н.Леон-тьев, приводя выражение В.Франкла «если потребности толкают нас, то ценности притягивают», подчеркивает, что это есть констатация роли потребности в формировании индивидуально-предпочитаемого желаемого и роли ценности как желательного, т. е. идеала, к которому стремится человек.
Вероятно, нет единого решения проблемы самореализации, и здесь выделяют две тенденции, обычно называемые западной и восточной, которые исходят из различий в понимании сущности «Я», его целевой и смысловой сущности.
Самореализация по западному образцу - это активная, преобразующая деятельность, связанная с реальными материальными ценностями. Восточная модель предполагает самоуглубление, замыкание в себе, формирование абстрактных духовных ценностей.
В процессе самоорганизации личность формирует ответ на три главных вопроса, в свое время поставленных И.Кантом: «Что я могу знать, что я должен знать и на что я могу надеяться?» Ответ на первый вопрос формируют когнитивные реакции и процессы, второй раскрывается в поведенческих реакциях, а третий - в формировании цели-идеала.
В определенном смысле самоорганизация и самореализация есть не что иное, как развитие и реализация задатков человека, его способностей, дарований и черт характера путем осуществления той или иной деятельности, имеющей социальную, внешнюю и внутреннюю направленность. С позицией синергетики самореализацию можно рассматривать, как образование упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах. «Процесс самоорганизации с этих позиций представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации» (И.Пригожин).
Толчком для самопознания и самореализации является знание, на основе которого по определенным неинициируемым параметрам классифицируется и осмысливается мир, «Я» и определяется место и роль «Я» в этом мире.
Важным элементом этого, по вырожению А-Шутца, «жизненного мира» является определение цели или, в обобщенном виде, смысла жизни. В первоначальной концепции А.Адлера целью является достижение превосходства, совершенства и гармонии, выступающих в виде идеала, т.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz