mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2


Трудно согласиться с позицией этих авторов, которая отражает давнюю тенденцию противопоставления, а поэтому кажется надуманной и сама концепция оси.
Конечно, семантическое пространство город-деревня очень обширно и характеризуется наличием множества конструктов, несущих сложнейшую понятийную нагрузку, включающую не только научные звенья, но и отпечаток искусства, идеологий, традиций, религиозных концепций и ряда социальных табу в духе мифологического коллективного бессознательного К.Юнга. Различия в их содержании у жителей города и деревни приводят к искажению (иногда типа уродливого гротеска) их образа не только в художественной литературе, но и в научной.
Признавая социальную первооснову противоречий между городом и деревней, попытаемся рассмотреть, как это отражается на экологическом сознании жителей города, и в первую очередь мегаполиса. При этом будем исходить из двух уже известных нам положений. Одно констатирует, что природа перед жителем города выступает в расчлененном виде: в меньшей степени - как дикая, в большей - как антропогенная с минимальными связями между этими частями. Второе положение связано с утверждением: человек включается в экологическую структуру не только через непосредственную деятельность, но и опосредованно, через продукты своей деятельности.
В подавляющем большинстве работ, посвященных этой проблеме, доминирует одна идея: разрыв связей горожанина с природой приводит к хищническому разрушению природы, эгоистическое хищническое сознание является неотъемлемым признаком жителя города. Об этом говорил и Л.Н.Гумилев в приведенной выше цитате; известный психолог и культуролог Э.Фромм писал, что «современный человек отчужден от себя, от людей и от природы». Не таким уж парадоксальным кажется изречение О.Уайльда, что «хорошо подобранная бутоньерка - единственное, что связывает человека с природой». Вообще трудно согласиться с самим тезисом отчуждения, поскольку отойти от природы невозможно, его следует ограничить узкими рамками не очень ясного определения «внегородской природы», понимая под этим различия воздуха в промышленном городе и воздуха в пригороде, городской и деревенской почвы, городского и сельского пейзажа и т. п. Городской человек с этих позиций отчужден не от природы вообще, а от природы, характерной для мест, где отсутствует промышленность и ограничено скопление жилищ.
Для того чтобы согласиться или отвергнуть мнение о хищническом экологическом сознании горожан, следует более тщательно разобраться в самом понятии «город» как элементе человеческой цивилизации. Известный американский социолог Л.Мамфорд в своей монографии «Культура городов» пишет: «Город, каким предстает он в своей истории, - пункт максимальной концентрации мощи и культуры человеческого сообщества... Город является формой и символом целостных социальных отношений: это место, где находятся храм, рынок, дворец правосудия, учебные институты. Здесь, в городе, блага цивилизации умножены и обогащены; здесь человеческий опыт воплощен в жизнеспособные знаки, символы, формы поведения, системы правил... Город - это одновременно физическое устройство для коллективной жизни и символ тех коллективных и единодушных устремлений, которые возникают при благоприятствующих этому обстоятельствах. Вместе с языком он остается величайшим произведением человеческого искусства».
К этому гимну городу можно добавить такой признак, как его функционально-знаковое разнообразие, которое сочетается с наличием множества различных связей, превращающих современный город в единый организм.
В то же время следует отметить, что в городе складывается и особая природа, которая в значительно большей степени, чем в селе, является антропогенной. Вероятно, именно этим объясняется существование еще в Древнем Египте богов города наряду с богами - символами сил и явлений природы.
М.С.Коган предлагает ряд признаков, факторов, которые определяют «несущие конструкции» материального и духовного облика города. На первом месте стоят особенности географии, природы того места, на котором расположен город; большое значение имеют наличие моря, реки, особенности климата. Эти факторы определяют связь города с другими городами, особенности торговли, туризма, отличительные черты городской архитектуры.
Вторым фактором является социальный статус города и основное направление деятельности его жителей. Конечно, есть различия между столицей и провинциальным городом, которые не зависят от числа жителей или развитости промышленности, есть характерные особенности наукограда и технополиса. Еще в дореволюционной России социологи использовали четкие различительные критерии между торговыми и промышленными городами. Социальный статус города - это исторически сложившаяся характеристика, которая формировалась веками и казалась очень стабильной, однако в современных условиях она приобрела определенную динамичность. Так, Петербург, прежняя столица России, на протяжении более чем двух веков занимал особое социальное положение административного центра империи с его чиновной иерархией и особой, бюрократической структурой. Потеряв этот статус, город приобрел почти на 50 лет роль культурного центра страны, а в настоящее время - статус центра элитарной культуры, обусловленной огромными культурными ценностями и культурной традицией, хранимой в его образовательных и научных учреждениях, а также центрах искусства.
Особенности социального статуса столичного города настолько отличны от других, что в некоторых случаях обуславливают создание городов, целиком выполняющих только эту одну функцию. Примером таких городов является Вашингтон в США, Бразилиа в Бразилии, Астана в Казахстане. Известны особые социальные статусы портовых городов, таких как Одесса и Марсель, Новороссийск, Калининград, Неаполь и др. Одной из важных особенностей, подчеркивающих социальный статус города, является его социальная структура, которая может принять вид сложной системы субкультур, различающихся как по этническому, так и по другим признакам, например по наличию интеллигенции. Так, хорошо известны мегаполисы Нью-Йорк, Сан-Франциско с их негритянскими, китайскими, испанскими, русскими кварталами, где национальная самобытность сочетается с единым самосознанием принадлежности к городу. Уже давно известен такой социальный статус, как университетский город, в котором вся инфраструктура основана на функционировании университета, как, например, Кембридж, Оксфорд, Гейдельберг.
Третий фактор - это исторически сложившаяся архитектура города, обуславливающая особенности его эстетического восприятия. Такие города, как Венеция с ее каналами, Дамаск или Багдад с их базарами, окруженный крепостной стеной Толедо, Петербург с его классическим барокко, Самарканд и его некрополь Шах-и-Зинда, характеризуются именно этим фактором.
В качестве четвертого фактора М.С.Коган выделяет сложную совокупность признаков, отражающих культуру города в самом широком смысле, названную как эстетически-художественная совокупность. Для жителя России это Петербург с его Невой, каналами, белыми ночами, золотой осенью, дворцами и музеями, для многих - это Рим с его историческими руинами и памятниками, Париж, каждая улица которого формирует представление уже виденного, поскольку мы уже были на ней вместе с героями Бальзака, Дюма, Гюго, Сю, Золя, Арагона и других писателей.
Наряду с этими признаками города и городской культуры город характеризуется еще и тем, что у горожан исчез принципиально важный элемент взаимодействия с природой - непосредственное участие в выращивании биологических объектов природы, используемых как продукты потребления. Горожанин может работать в угольной шахте, но он не сеет пшеницу, не разводит скот и не доит коров, не собирает как профессионал грибы и ягоды. Конечно, он косвенно, через продукты своей деятельности контактирует с природой, еще более тесны косвенные связи с природой через жителей деревни, которые эксплуатируют природу, обеспечивая горожан ее продуктами. Именно это и заставило многих авторов говорить о хищническом отношении города к природе. Жители деревень заставляли коз объедать Парнас для того, чтобы прокормить жителей Спарты, Фив или Афин.
У горожанина практически исчез контакт с природой, существующей вне зависимости от человека. Парки, сады, бульвары посажены человеком по его выбору и плану, он посеял растущую в них траву, четко определены искусственно установленные границы расселения природных объектов, реки заключены в специально сооруженные набережные, их течение регулируется плотинами и водохранилищами, ограничено разнообразие птиц, а между ними сформировались отношения, не существующие в обычных местах их обитания, за исключением грызунов, практически отсутствуют дикие звери и, наоборот, появляются одиночные экземпляры зверей, которые совершенно изменили свой обычный образ жизни, например хорьки, ласки и даже лисы.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz