mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2


Решающее значение имеют особенности взаимоотношений членов коллектива, их служебные обязанности, формирующие адекватное коллективное сознание. Более того, оказалось, что во взаимоотношениях членов коллектива определяющими оказались не столько сходство или несходство характеров, особенности личных взаимоотношений, различие привычек и других факторов, определяющих взаимную притягательность или отталкивание разных людей, сколько четкость и упорядоченность таких характеристик коллектива, как структура власти, структура ответственности, особенность распределения информационных потоков, наличие формальных и эмоциональных лидеров. Если эти условия выполняются, то возникает адекватное альтруистическое коллективное сознание, если нет, то это ведет к распаду коллектива, образованию враждующих групп, которые преследуют свои эгоистические цели и не могут обеспечить необходимое противостояние тяжелым экологическим условиям. Именно здесь и появляются дискомфорт, агрессивность, фрустрация и т. д.
Интересны данные японских исследователей, которые, анализируя такие особенности личности, характерные для коллективного сознания японцев, как устойчивость, настойчивость, стремление к компромиссам, объясняют их экологическим фактором - наличием постоянного образа угрозы в виде землетрясения и формирования на этой основе совпадающей с теоретически оптимальной общей и индивидуальной концептуальной модели действий.
Рассматривая роль случайности в обыденном экологическом сознании, мы указывали на то, что выбранные концептуальные модели ситуации и поведения могут лишь случайно совпадать с оптимальными для данной ситуации моделями. Выбор критериев построения модели зависит от большого числа факторов, которые связаны с профессиональной принадлежностью, региональной, конфессиональной, этнической и с влиянием других факторов социальной среды, неосознанными внутренними влечениями и т. п. Все это приводит к тому, что в обществе принципиально не может существовать единое коллективное экологическое сознание, совпадающее с индивидуальным хотя бы по основным параметрам. Единое коллективное сознание охватывает лишь часть общества. Доминирование каких-либо положений социального плана в обществе не делает коллективное сознание единым, в большинстве случаев это приводит лишь к имитации ролевого поведения, что в конечном счете приводит к дезинтеграции общества - закономерному концу любой диктатуры, который выражается в политических волнениях, религиозно-этнических конфликтах, а в индивидуальном плане - к росту алкоголизма, нежелательным формам сексуального поведения, преступности и нервно-психическим заболеваниям (Я.Щепаньский, 1969).
Между группами с различными воззрениями, т. е. различным содержанием понятийного аппарата, возникает конфликт позиций, конфликт отношений, задач, целей и используемых стратегий.
Пожалуй, наиболее опасны конфликты экологического сознания в тех случаях, когда они маскируются под социальный конфликт, так как если истинный социальный конфликт можно разрешить социальными преобразованиями, то экологический конфликт этим снять не удается - он просто или сменит маску или выльется в открытую форму.
Конфликт коллективных сознании характеризуется тем, что он инициируется не всей группой, а, как уже говорилось, относительно малой группой, в которую входят, по выражению Л.Н.Гумилева, носители пассионарности, через идеи и действия которых в конфликт вовлекаются и их приверженцы и последователи.
Мы уже писали о том, что для образования какого-либо различного по содержанию экологического сознания необходим не только теоретический базис в виде идеи, но и коллектив должен быть готовым к восприятию этих идей: вспомните известное ленинское «идея штурма зреет в сознании масс». Поэтому огромное значение приобретает изучение конкретного содержания и тенденций в общественном обыденном сознании для знания существующих видов коллективного сознания, возможного управления этим сознанием и для организации направленного экологического воспитания и обучения.
Исследователи, изучавшие особенности поведения людей в период природных или антропогенных катастроф, давно отметили, что для некоторых из них характерно доминирование подражательной деятельности без осознания ее причин и целей, где человек имитирует действия окружающих. По мнению В.М.Бехтерева, при такой деятельности сознание не участвует в выборе поведения, оно лишь контролирует, и то в малой степени, алгоритм внешней активности. При этом можно отметить следующую закономерность - чем сильнее опасность, тем более выражена эта подражательная активность.
Однако имеется большое число прямых и косвенных наблюдений, позволяющих нам высказать предположение, что подражательность, как свойство, характерное для измененного сознания, распространяется не только на эффекторные характеристики, но и на всю структуру построения психологического поля. Это свойство в период тяжелых ситуаций способствует широкому распространению того или иного по содержанию и направленности коллективного экологического сознания, доводя его почти до уровня единого общественного сознания.
Подводя итоги вышеизложенного, можно прийти к заключению, что как обыденное, так и адекватное, научно обоснованное коллективное экологическое сознание могут существовать в двух модификациях.
В одной модификации в основе коллективного экологического сознания группы, популяции или этноса закладывается конструктивная или принимаемая за конструктивную идея, т. е. теоретическая база, которая в той или иной степени адекватно отражает ситуацию, сложившуюся при взаимодействии природы, среды и человека и, как правило, принимает форму или образа угрозы, или образа природного дара и предлагаемой стратегии поведения. Если общество готово к принятию этой идеи, то она достаточно прочно входит в индивидуальное сознание большинства и становится основой конструктивного коллективного сознания, обуславливающего мобилизацию общества и его ресурсов для активных действий всех групп, формирующих общество, и подчиняет себе эгоистические групповые или личные интересы.
Залогом такой динамики является разработанная в интересах этой идеи система нормативно-правовых установок, которым члены общества подчиняются добровольно или по принуждению, например различного рода конвенции, направленные на защиту природы и принятые на межгосударственном и внутригосударственном уровне. Известна конвенция о запрещении китобойного промысла. В виде Красной книги опубликован перечень охраняемых биологических объектов.
В основе действительной, а не воображаемой, фиктивной конструктивной идеи, обеспечивающей сохранность сложившейся природной или антропогенной среды и ее взаимоотношений с человеком либо их перестройку в необходимом направлении, лежит анализ, базирующийся на известных законах природы и общества и образующий строгую логическую схему в виде общей теории.
Однако для того, чтобы эта конструктивная идея стала достоянием большого числа индивидуальных сознании, могла образовать коллективное сознание, необходима не только готовность индивидуального сознания принять эту идею, но и понятность самой идеи обычному сознанию, т. е. человеку, не имеющему специальной научной подготовки.
Конструктивное сознание для принятия положений той или иной экологической концепции, для того, чтобы образовалась именно эта форма экологического сознания, требует обязательного доказательства истинности предлагаемой идеи, ее важности и полезности для жизни человека или общества. Такое доказательство выявляется путем проведения научных споров, дискуссий, где истина подтверждается в борьбе мнений, подкрепленных фактическими данными. Без этого кругозор экологического сознания ограничивается лишь узким кругом местных проблем. Организация специальных исследований, построение различных моделей позволяют пополнить копилку знаний, решений, реализующихся, когда общество подходит к той ситуации, которая предусматривалась в прогнозе.
Такая подготовка необходима потому, что есть одна особенность общих экологических проблем. Она заключается в том, что если проблемы, например экономического сознания, формируются путем непосредственного воздействия на группу или субъект вследствие изменения реального денежного дохода, сокращения или увеличения объема социальных благ и т. п., то экологические проблемы (не только глобальные, но и местные) во многих случаях не затрагивают текущих забот человека. Какое, например, дело жителю России до проблемы сохранения белого носорога в Африке или жителю города до увеличения числа видов птиц, гнездящихся в этом городе.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz