mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2

Под гибкостью сознания понимается свойство легкого отбрасывания, отказа от какого-либо положения, вошедшего в концепцию отношения к той или иной экологической ситуации, или отказа от всей концепции, способность менять стратегию и тактику экологического поведения.
Увеличиваются объем оперативной памяти, разнообразие ассоциативных связей, вес продуктивных операций и творческих решений. В адекватном коллективном экологическом сознании, базирующемся на когнитивных процессах, происходит своеобразный мозговой штурм, поскольку индивидуальное сознание сохраняет свои особенности и не стеснено многими ограничениями в противоположность обыденному коллективному сознаниию.
Такое отсутствие ограничений позволяет проявить свои особенности представителям как творческого, так и критического стиля мышления. Сочетание этих стилей мышления позволяет проявиться еще одной особенности адекватного коллективного сознания - способности формировать варианты решений, осуществлять перебор планов поведения и менять на любом этапе программу достижения близких и далеких целей и даже сами цели, т. е. обеспечивать гибкость мышления, о которой мы говорили.
Очень важной особенностью адекватного экологического сознания является то, что создаваемая в сознании структура картины взаимодействия человека и природы основана не на случайных чувственных восприятиях, а на гипотезах, которые объединяются в виде теоретической базы, определяющей все элементы взаимодействия.
Весь комплекс рассмотренных особенностей адекватного коллективного экологического сознания включает и признание роли человека не как потребителя, не как жертвы природных воздействий, а как хозяина природы, охраняющего ее, направляющего ее развитие и даже формирующего новые отношения, новую экологическую сферу, выполняющего те функции управления эволюционным процессом, о которых говорили и В.И.Вернадский и П.Тейяр де Шарден. В обыденном сознании этого элемента нет.
Обыденное экологическое сознание неспособно к многовариантному мышлению и к смене используемых в процессе такого мышления логик, это сознание, «тиражированное» с одной матрицы, «сфабрикованное» одним штампом. Поэтому для такого сознания ошибка всегда фатальна, не может быть исправлена коллективным сознанием, поскольку в нем нет такого механизма и ошибка ведет к распаду системы и состоянию хаоса с его закономерностями, описываемыми синергетикой. Типичным проявлением такого хаоса является состояние паники, которое более подробно будет описано в одной из последующих глав.
Когнитивное экологическое сознание не боится ошибок, более того, появление ошибки является толчком для организации нового поиска, для пересмотра или коррекции теоретических позиций, лежащих в основе создания концептуальной модели, оказавшейся ошибочной.
Именно такая особенность лежит в основе приема, часто используемого сознанием, когда в основу тех или иных теоретических построений или в реализацию той или иной программы поведения закладывается сознательная, намеренная ошибка. Прослеживая последствия такой ошибки, выбирают правильное решение, создают верное теоретическое положение. Такой прием в теоретических построениях носит название «доказательство от противного», а в практических - «метод проб и ошибок».
В соответствии с различиями обыденного и адекватного экологического сознания принципиально различается и характерное для этих видов сознания экологическое поведение.
Так, если проблема связана с появлением образа угрозы, то в обыденном экологическом поведении доминируют решения защиты, избегания и даже допустимого отступления, когда человек прекращает всякое сопротивление угрозе и покидает места, где эта угроза существует, или прекращает действия, которые привели к появлению угрозы. Предпринимаемые попытки преодоления угрозы, ликвидации угрожающей ситуации могут помочь лишь при случайном совпадении, когда предпринимаемые стандартные действия, заимствованные из прошлого, в котором возникал образ угрозы, оказываются адекватными. Обыденное сознание способно справиться лишь с такой угрозой, для защиты от которой есть готовый «рецепт» из прошлого опыта, и не может ликвидировать угрозу, где такой программы ответа нет.
Для когнитивного, активного сознания характерно то, что в дополнение к творчески создаваемым приемам защиты, избегания и отступления в нем могут создаваться и реализовываться программы ликвидации, преобразования и предупреждения угрозы. Так, хорошо известны методы антисейсмической или противосе-левой защиты не только в виде пассивных способов типа возведения сейсмостойких зданий или противоселевых плотин, но и активных, направленных на устранение самих причин. Там, где высок уровень современных знаний и развития техники, осуществляются, например, направленные взрывы в местах селеобразования или сброса лавин или проводятся интенсивные теоретические разработки по предупреждению землетрясений, что обосновывает поиск возможности такой борьбы.
Отсутствие критичности в обыденном и повышение критичности в когнитивном экологическом коллективном сознании определяют особенности выбора или выдвижения лидера. Для обыденного сознания характерно, что основу выбора составляют случайные, обычно чисто внешние признаки, якобы характеризующие способность претендующего на лидерство человека или группы решать возникающие проблемы.
Выбор лидера в адекватном сознании основывается на продуманной системе критериев, учитывающих, насколько вклад каждого из претендентов соответствует вероятности достижения желаемой цели, способности к организации активных действий.
Отношение к основным понятиям этики - альтруизму и эгоизму - различает как обыденное и адекватное коллективное сознание, так и критерии выбора лидера. Эгоизм - это направленность сознания на защиту себя и своей семьи, отказ от понятий «человечество», «общество» с вытекающей из этого структурой и направленностью поведения. В основе альтруизма, или антиэгоистического сознания, лежит «принцип, когда интересы коллектива, даже неверно понятые, превалируют над жаждой жизни и заботой о собственном потомстве... Если нет альтруизма, то этнос исчезает» (Л.Н.Гумилев).
Для обыденного коллективного сознания характерным является доминирование эгоистических мотивов, где место «Я» и семьи занимает та или иная ограниченная социальная группа. Одним из крайних проявлений такого сознания является национализм, который с позиций этнологии, т. е. науки об импульсах поведения этнических коллективов, есть не что иное, как проявление коллективной фрустрации.
Адекватное коллективное сознание в большей мере руководствуется принципами альтруизма, который реализуется в так называемых общечеловеческих ценностях, несмотря на некоторую спорность этого понятия. Выбор лидера во многом определяется и той позицией, которую он занимает по отношению к эгоизму и альтруизму как жизненной позиции.
Конечно, взаимоотношения между индивидуальным и коллективным экологическим сознанием, как и между обыденным и адекватным научным сознанием, значительно более сложны и многообразны по сравнению с теми, которые мы описали выше. Это описание следует рассматривать как базовую схему, конкретная реализация которой может зависеть от множества других факторов, которые зачастую трудно учесть. Приведем для подтверждения этого несколько примеров.
Согласно многим работам, где рассматривались особенности деятельности и поведения жителей Заполярья, особенности их психических характеристик и сознания, имеется одна закономерность: чем сложнее природные условия, тем резче выражены такие явления, как депрессия, дискомфорт, враждебность, фрустрация, состояние тревоги (см., напр., Л.Е.Панин, В.П.Соколов, 1984).
Однако в заполярных городах, где налажена производственная деятельность и упорядочены социальные условия жизни, для психологического состояния населения более характерна устойчивость к возмущающим факторам, настойчивость в достижении цели и конформность как условие опоры на адекватное коллективное сознание, являющееся основой организации жизни. Коллективное сознание направлено на активное противостояние суровой природе.
Такое сознание и поведение не возникло само по себе, оно сформировалось в результате психологической адаптации, а также благодаря очень жесткому отсеву людей с иной формой сознания и поведения (они были вынуждены покинуть эти места с суровыми условиями жизни). Состояние депрессии и фрустрации следует, вероятно, рассматривать как начальные стадии адаптации или как следствие неупорядоченности социальных условий.
Исследование психологического состояния людей, зимующих на береговых и континентальных станциях в Антарктиде, показало, что сами по себе тяжелейшие условия антарктической зимы с ее низкими температурами и ветрами хотя и оказывают определенное влияние на психическое состояние персонала станций, но решающего значения не имеют, они как бы подталкивают человека на выбор оптимальной стратегии поведения, обеспечивающего выполнение служебной деятельности и охрану здоровья.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz