mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2


Содержание и направленность сознания, в том числе и экологического, формируется по мере того, как поступающая информация, преломляясь через особенности личности, образует личностное представление о ситуации, оценку ее значимости, ее личностный смысл, который можно трактовать как место ситуации, объекта в психологическом поле, согласно мнению К. Левина, или их место на шкале ценностей. Личностный смысл следует отличать от житейского понятия смысла как меры выгоды, пригодности какого-либо явления, объекта, процесса для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека. Личностный смысл определяется вкладом познанного в гармонию внутреннего мира человека.
Экстраверсия и интроверсия - это, по-видимому, врожденные характеристики личности, отражающие ее глобальную, общую направленность, но сознание может использовать для реализации личности такое свойство, как установка личности, которая играет в активационных процессах не меньшую роль, чем внимание, и отражает ожидание личности в ее связях с внешним миром.
Установка личности на признание значимости экологических отношений и их динамики делает экологическое сознание более емким и более активным. Б.Ф. Ломов, прекрасно понимая целостность личности, предложил использовать термин «личностные факторы» как искусственно выделенные грани личности и отнес эти факторы к трем общим психологическим категориям - регулятивным, когнитивным и коммуникативным. А.А. Алдашева, анализируя особенности личностной адаптации, также пришла к выводу о трех типах личностного поведения - эмоциональном, когнитивном и коммуникативном.
Одним из таких важных регулятивных факторов является так называемый локус-контроль, концепция которого разработана Дж. Роттером. Он считал, что локус-контроль - это свойство человека эффективно контролировать возникшую ситуацию или владеть ею.
Всех людей можно расположить в континууме между двумя крайними точками - внешним и внутренним локус-контролем. Под внешним контролем подразумевается восприятие положительных или отрицательных событий или объектов, которое не связывает их с личным поведением, т. е. данное событие расценивается как независимое от личности, возникшее и протекающее вне его участия или начального толчка, оно неподконтрольно личности и фатально (человек не может остановить процесс, изменить его ход или предотвратить его появление).
Внутренний контроль характеризует восприятие внешних событий как связанных с влиянием человека, зависящих от его действий и полностью подконтрольных человеку. Люди с преобладанием внутреннего контроля в большей степени используют когнитивные процессы для анализа ситуации, получения полной информации о происходящем событии и его динамике, разработки методов и способов влияния на текущие события или предупреждения появления нежелательных жизненных ситуаций. Они склонны к разработке программ и планов поведения. Именно к ним можно отнести положение У. Джемса (W.James, 1911), что «сознание создает реальность окружающего мира путем селективного отбора из цветущей, жужжащей неразберихи внешних стимулов тех из них, которые для сознания полезны с практической точки зрения или усиливают его волеизъявление». Люди с высоким внутренним локус-контролем склонны к доминантности как форме группового общения, высокому уровню устойчивости и оптимизму.
При внешнем контроле в основном преобладает пассивно-поведенческая форма ответа на те или иные события во внешней среде, т. е. отказ от всякого противодействия, от агрессивно-активного поведения против угрозы, доминирует тенденция ухода от конфликта, примирения с неблагоприятным фактором или событием.
При преобладании внутреннего контроля поведенческий акт включает активное противодействие нежелательному событию и поддержку, усиление положительного. Происходит включение когнитивных процессов, направленных на поиск и формирование эффективных программ поведения в интересах личности и активационных процессов, определяющих решительность и настойчивость в осуществлении решений. Одной из важных особенностей личности с высоким внутренним локус-контролем является постоянное чувство сопричастности к внешним событиям и процессам. В экологическом сознании таких людей доминирует чувство хозяина, но в рефлексивных играх они относятся к природе с уважением, как к достойному противнику.
Рассматривая разнообразные аспекты экологического движения на его современном этапе, можно видеть, что различия в типе локус-контроля отражаются в экологическом сознании в разных позициях по отношению к направленности и активности этого движения. Так, при внешнем контроле отмечается тенденция к позиции ретризма, (возврат к старине путем остановки всякого научно-технического прогресса). При преобладании внутреннего контроля большую роль играет тенденция поиска субоптимальных, компромиссных решений.
Вместе с тем преобладание внешнего контроля способствует вовлечению этих людей в экологическое движение при достаточной активности окружения. Лица с высоким внутренним контролем вовлекаются труднее, но, вступив в движение, они сохраня-ют*ему верность, невзирая ни на какие обстоятельства.
С локус-контролем в некоторой степени связан и такой личностный фактор, как самооценка, которая определяет выбор собственных действий человека в решении той или иной проблемы, а также ряд параметров этих действий. Надо сказать, что внешний или внутренний локус-контроль не обязательно должен быть связан со всеми проявлениями отношений между личностью и явлениями внешнего мира. Так, есть люди, у которых выраженный внутренний локус-контроль в коммуникативной сфере общения с другими людьми сочетается со столь же выраженным внешним локус-контролем во взаимоотношениях с природой. Внешний локус-контроль в отношениях с людьми часто сосуществует с внутренним по отношению к технике и т. п.
Уровень самооценки - это не самочувствие человека, определяемое особенностями его функционального состояния, это представление человека о своем месте в структуре мира и общественных отношений, оценка своей возможности управлять структурами или элементами структуры, степень ответственности за динамику среды, которую человек возлагает на себя.
Мы еще вернемся к проблеме самооценки, когда будем рассматривать проблему рефлексии.
Среди ряда обобщенных характеристик личности М.Фридманом и Р.Розенманом в 1974 г. был предложен показатель ТАВР (Tipe a Behavior Pattern). Человек типа А описывается как постоянно спешащий, нетерпеливый, агрессивный и неспособный к релаксации. Люди типа А имеют тенденцию работать быстро, поддерживать в коллективе высокий темп работы, характеризуются требовательностью к себе и подчиненным, доминантны в межличностных ситуациях. Они имеют тенденцию совмещать одновременно различные виды деятельности, менее склонны к компромиссным решениям и несколько преувеличивают значимость ситуации, к которой имеют отношение.
Трудно сказать, является ли показатель ТАВР характеристикой личности или просто описывает один из видов холерического темперамента. Мы упомянули о нем лишь потому, что такие люди обычно составляют ядро, наиболее активную часть энтузиастов экологического движения, но редко становятся лидерами этого движения как политической партии.
Очень большую роль в формировании личности играют такие факторы, как устойчивость и тревожность. О тревожности мы уже неоднократно говорили, рассматривая проблемы напряженности и конфликта, здесь добавим только, что высокий уровень тревожности очень часто является решающим в формировании личности и в ее проявлениях.
Под устойчивостью понимается способность к сохранению исходного состояния, позиции, мнения и т. п. при воздействии на человека различного рода возмущающих факторов, начиная от физических, предметных и кончая информационными. Значимость этого фактора определяется тем, что экологическое сознание не является однородным, оно, как и сознание вообще, сплошь состоит из противоречий, связанных с противоречиями потребностей, как духовных, так и материальных, противоречиями между «Я» и «неЯ», противоречиями установок, оценок и противоречиями поступающей информации. Поэтому выработанные в результате воспитания, обучения, личного опыта убеждения, формирующие содержание сознания, постоянно находятся в состоянии неустойчивого равновесия.
Устойчивость как проявление личности и есть тот механизм, который позволяет сохранять это равновесие. Следует подчеркнуть, что устойчивость как личностный фактор не идентична устойчивости в психофизиологическом понимании, где она определяется как способность поддерживать должный уровень функционального состояния и структуру его регуляции.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz