mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 2

Промышленность и ее продукты исходно принимались как нечто чужеродное природе или в лучшем случае входили в рубрику «искусственная природа».
Не будем вступать в гносеологическую полемику, но скажем, что, по нашему убеждению, экологическое сознание горожан в определенной его части является сознанием замещенной и очеловеченной природы, где природные характеристики сознания жителей деревни атрибутированы специфически городскими характеристиками, что наглядно видно на примере типично городского выражения «кондиционированный воздух», т. е. воздух помещения, характеристики которого, такие как температура, влажность, химический состав, с помощью технических средств доведены до определенных показателей.
Но это лишь часть экологического сознания жителей города. Его другая часть связана с тем, что по мере развития городского уклада в сознании горожан росла и противоположная тенденция - тенденция отрицания искусственной природы города и возврата к утерянным контактам с первозданной природой. Заметим, что эта тенденция, как и ее последующее развитие в виде экологического движения, возникла у жителей города, причем, за редчайшим исключением, носители этой тенденции продолжали оставаться в городах.
Развитие данной тенденции проходило по двум пересекающимся направлениям: роста недовольства отрицательными сторонами городской жизни и гиперболизации прелестей жизни на природе. Можно думать, что при своем возникновении это движение «возврата к природе» носило лишь маску экологического, под которой скрывались противоречия социального плана, прежде всего связанные с экономическим укладом.
Однако, возвращаясь в сегодняшний день, следует отметить, что эта тенденция деурбанизации имеет под собой и чисто экологическую подоплеку. Замусоренность улиц, городские свалки и помойки, шум, загазованность воздуха и другие экологические факторы современного мегаполиса, накладываясь на некоторые социально-культурные ограничения типа изолированности социальных групп, резких контрастов в материальном обеспечении, различия духовных интересов, наличия большого числа норм и правил, ограничивающих свободу личности, и т. п., обусловили значительный рост антиурбанистических настроений.
Противники урбанизации в своих призывах к возврату, конечно, во многом лукавили, описывая выгоды сельской жизни и умалчивая об ее отрицательных сторонах - неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, ограниченности социальных и интеллектуальных контактов, отсутствии централизованной сферы услуг и, что нам представляется наиболее важным, ограничении возможностей прогресса человечества в результате монотонной, стереотипной динамики сельской жизни.
Многие выдающиеся деятели культуры и науки в настоящее время предпочитают жить в условиях загородного жилища, но в своей деятельности, в стиле своего сознания они остаются жителями города независимо от того, берут ли они воду из колодца или из водопроводного крана.
Трудно найти какую-либо одну причину, вызвавшую рост антиурбанистических настроений. У одних это смятение личности перед жесткой регламентацией поведения, у других - неприятие лжи и условностей городского уклада, у третьих - суета городской жизни, т. е. причины неэкологического характера, но у большинства - это стремление избавиться от досадных, неприятных экологических факторов. Именно этим можно объяснить тот факт, что, по мере того как индустрия обыденной жизни вторгается в сельскую местность (транспорт, электричество, канализация, холодильники, стиральные машины, газ и т. п.), все больше людей стремятся, работая в городе, жить в загородных поселках, т. е. переносят удобства города в личное жилище, расположенное вне города, и освобождаются от его недостатков.
Следует сказать, что этот факт давно был подмечен рядом исследователей, которые, стремясь уменьшить недостатки и увеличить преимущество города или деревни, разрабатывали различные концепции идеального города, например Корбюзье в своем «Лучезарном городе», Н.А. Милютин в «Соцгороде» или в концепции идеальной деревни.
Многие авторы указывали на одно существенное обстоятельство, которое возникает, если сравнивать рукотворную природу города и нерукотворную природу. Они считают, что некоторые явления нерукотворной природы или их совокупность одухотворяют человека, настраивают его на глубокие философские раздумья, в том числе о мироздании, о месте человека в мире, о смысле бытия, о взаимоотношениях личности и космоса и т. п. Общение с природой возвращает человеку духовную бодрость, утерянную в суете повседневной жизни, наполняет его душу радостью и изумлением перед величием природы. Вспомним «Кавказ» или всю «южную» лирику А.С.Пушкина.
Г. Торо писал, что он отправился в лес, потому что хотел жить, как подсказывало его разумение, хотел иметь дело лишь с основными фактами жизни. Таким образом, его уход из города был обусловлен стремлением освободиться от ограничений городской жизни и желанием постичь смысл бытия.
В.А. Сухомлинский, разрабатывая свою весьма интересную концепцию воспитания, считал, что общение человека с природой имеет огромное воспитательное значение. Он отмечал, что человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.
Уход в деревню с целью более глубокого духовного общения с природой, поиска смысла жизни в его мировоззренческом понимании, конечно, не является наиболее верным путем решения проблемы города.
Нам представляется, что здесь происходит определенная путаница взглядов на экологическое сознание, которое, по мнению ряда авторов и других приверженцев деурбанизации, охватывает только нерукотворную природу и оставляет за ее пределами великие достижения человека, совершенные его разумом и его руками, став органической частью того мира, в котором мы живем. Стрелка Васильевского острова в Петербурге является не менее величественной картиной природы, чем какая-либо гора или роща, и заставляет нас восхищаться человеческим гением, способным создать такую красоту. Маяковский в равной мере восхищался и Бруклинским мостом, и Дарьяльским ущельем, и трудно сказать, что более поражает воображение и заставляет задуматься над смыслом бытия - звездное небо или пролетающий по нему искусственный спутник Земли.
Все это приводит нас к пониманию основы экологического сознания горожанина: объединение в нем в одно целое всех явлений внешней среды независимо от того, естественное это явление или созданное руками человека, что расширяет объем содержания экологического сознания и увеличивает возможность решения многих не только экологических, но и экономических, нравственных и философских проблем.
Можно согласиться с предположением В.Франкла, что человек помимо других потребностей обладает глубоким внутренним врожденным стремлением придать своей жизни как можно больше смысла, т. е. действовать в своей жизни в соответствии со значимыми для него ценностями.
Естественно, формирование ценностей как начальный этап поиска смысла жизни не может произойти само по себе, даже если согласиться с идеей врожденных ценностей, для актуализации которых в сознании должны быть выполнены некоторые условия. Выделим среди них два. Одно заключается в том, чтобы личность получила какую-то свободу от постоянного достижения поставленных целей, с тем чтобы появилась возможность задуматься, поразмышлять над вопросами жизни. Человек, попавший в рутинную систему «работа-еда-сон», не имеет времени для раздумий, он просто поддерживает свое существование. Второе условие - это возможность общения с другими людьми, наблюдения за ними, обмена информацией, даже подражания.
Общение ставит перед человеком задачи, решение которых может и составить смысл жизни, «актуализировать свою собственную жизнь в ее уникальных и единственных возможностях», т. е. то, что выше нами было рассмотрено как самореализация личности в экологическом поведении.
Чувство утраты смысла жизни В.Франкл назвал «экзистенциальной фрустрацией». У людей, задавленных повседневными заботами или, наоборот, с выраженным комплексом нарциссизма, восхищения собственной персоной, экзистенциальная фрустрация возникнуть не может, поскольку не осмысливается и само понятие смысла жизни.
Беспорно, что возможности общения в условиях городской культуры значительно более широки, чем в деревне, а также облегчен и труд человека. В современном городе исчез ряд ограничений, существовавших ранее и обусловленных традицией, сословной и религиозной принадлежностью, что способствует размыванию культурных стереотипов.
Вместе с тем город накладывает ряд новых ограничений, которые уменьшают возможность свободного выбора, - это образовательные, возрастные, половые и другие ограничения.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz