ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
Пиаже, во многом носит отпечаток установки на себя как на хозяина природы.
В креативных процессах сознания ситуация превращается в проблему, задачу, которая решается в несколько этапов или, скорее, с нескольких позиций, исходящих из оценки этой ситуации. Оценка ситуации включает три решаемые подзадачи. В качестве первичной подзадачи выступает необходимость оценить меру связи человека с возникшей ситуацией, т. е. ответить на вопрос, имеет ли ситуация какое-либо отношение ко мне. Если ответ «нет», то на этом решение проблемы заканчивается, если ответ «да», то возникает необходимость определить вид этой связи. Вторая подзадача - определение моего отношения к ситуации и третья - способность разрешить проблему подзадачи, имеется или нет готовое решение. Если готовое решение имеется, то отношение к ситуации как проблеме исчезает. В этих рассуждениях есть одна терминологическая тонкость, связанная с тем, что в креативной психологии под проблемой понимается возникновение в сознании ситуации, решение которой неизвестно, и ситуация разрешается с помощью операций так называемого репродуктивного или продуктивного типа.
Конечно, есть разные мнения по вопросу определения цели и позиции, с которой производится оценка. Так, Р.С.Лазарус предполагает, что основная позиция - это определение того, является ли ситуация стрессогенной, однако, вероятно, оценка включает сразу множество позиций, число которых определяется количеством и видом связей ситуации с субъектом.
Таким образом, можно выделить три вида первичной оценки события: как несвязанного с человеком ничем, кроме совпадения во времени; как нейтрального или в чем-то даже позитивного, но не требующего активного вмешательства; как имеющего важное значение для человека в данное время или в будущем.
На основании первичной оценки в сознании строится, как мы это уже знаем, концептуальная модель ситуации и определяется, является ли ситуация проблемной или нет. Если имеется проблема, то определяются степень ее сложности, конечные и промежуточные по этапам цели и предполагаемые способы и методы решения. Строго говоря, в экологическом сознании проблемная ситуация, как правило, рассматривается не изолированно, а как событие, вызывающее перестройку всей системы, скажем биогеоценоза, поэтому практически любое событие является проблемным. Однако в так называемом обыденном экологическом сознании эта особенность отсутствует, что влечет за собой непродуманность, безосновательность многих принимаемых решений. Определение указанных выше характеристик проблемы оценивается не только по ситуациям в целом, но и по всей цепочке, по которой развивается деятельность: мотивы, цели, средства деятельности, процесс деятельности и ее результат.
На основании проведенной оценки, интегральной характеристикой которой является эмоция, в сознании формируются программа и план деятельности, поведения, т. е. ее стратегия.
Понятие «стратегия» по-разному трактуется в психологии. Одни авторы определяют ее как обобщенный принцип решения целевой задачи (Т.Ф.Базилевич,1988; А.И.Анцыферова,1991), другие понимают стратегию как универсальный закон, по которому происходит самоосуществление человека (К.А.Абульханова-Славс-кая.1991).
Многие авторы считают стратегию обобщенным способом достижения результата в решении когнитивных задач (В.Ф. Венда, 1983). А.А. Алдашева (1995) рассматривает стратегию как способ использования имеющихся у человека механизмов и их элементов для решения задач, как общий принцип развертывания и реализации во времени и пространстве (в реальном и виртуальном понимании) процессов, обеспечивающих достижение поставленной цели. Выбор способа или принципа определяется имеющимися механизмами и допустимыми законами их сочетания, а также особенностями вовлекаемых в формирование стратегии конструктов.
Согласно мнению A.A-Алдашевой, стратегия определяет этапы решения проблемы, а используемые на каждом этапе способы определяют тактику когнитивного решения.
Для когнитивных процессов сознания, в том числе и экологического, характерным является наличие контроля над действиями и их результатами, а также коррекция дальнейших шагов и изменение исходной оценки ситуации по данным этого контроля, т. е. механизм, описанный П.К. Анохиным как акцептор действия.
Контроль может быть постоянным, но в экологическом сознании чаще встречается контроль по заданному отклонению, т. е. он включается тогда, когда отклонения от принятого решения достигают какой-либо обычно интуитивно определяемой величины.
Стратегия решения реализуется в программе (схеме), определяющей порядок развертывания процессов и действий, способствующих достижению искомой цели. Мы уже приводили пример такой программы, формирующей состояние оперативного покоя.
Если стоять на позиции теории активизации, то не только проблема, но и любой акт сознания предполагает наличие двух развертывающихся программ. Одна из них начинает реализовываться сразу после включения в сознание проблемы или ситуации, является неспецифической, общей для всех ситуаций и заключается в активизации большого числа мозговых структур, которые могли бы принять участие в реализации принятой стратегии, активизации тех психических процессов, которые могли бы выработать эту стратегию или просто реализовать готовую программу.
На этой базе начинает формироваться другая программа, специфическая для конкретной ситуации и отражающая стратегию решения и способы ее реализации. В мозге человека имеется большое число генетических программ, которые обеспечивают общий характер реакций организма, обуславливающих достижение так называемых постоянных целей, есть программы, сформированные на основе предыдущего индивидуального опыта, и программы, запечатленные в результате обучения и воспитания. Включив эти программы, сознание осуществляет лишь общий контроль, особенно в тех случаях, когда программа доведена до уровня автоматизированного навыка. Когнитивные механизмы сознания включаются лишь при отклонении хода реализации программы от предполагаемого.
Если в сознании возникает проблема, т. е. ситуация, не имеющая готового решения, то начинают работать когнитивные механизмы, задачей которых является формирование программы разрешения такой ситуации. Любая цель может быть достигнута разным путем, поэтому возможно существование нескольких стратегий, а следовательно, и программ, обеспечивающих решение проблемы. В зависимости от условий и характера проблемы эти программы могут быть оптимальными, субоптимальными и неоптимальными, однако все они формируются по общим законам, характерным для когнитивных процессов.
В основе формирования операционных компонентов программы лежит большое число различных групп когнитивных операций.
Одну из этих групп составляют операции преобразования и упорядочения информации, обеспечивающие появление в сознании таких субъективных характеристик объекта или явлений внешнего мира, как константность, предметность и т.п., на основе которых в последующем создается концептуальная модель проблемы, при этом в модели присутствует и сам человек как субъект сознания. Назовем эту группу операциями описания ситуации.
Вторую группу составляют операции, связанные с формированием проблемы, ее описанием и выработкой решения. Эти операции осуществляются актуализацией имеющихся и формированием новых конструктов, выработкой теории, поиском сути проблемы и ее точной формулировки и, наконец, решением проблемы. Г.М. Зараковский выделяет три типа когнитивных операций такого типа - репродуктивные, при которых используются уже известные программы, алгоритмы действия, хранившиеся в долговременной памяти и актуализированные в оперативной памяти или непосредственно содержащиеся в самой информации; продуктивные операции, программы и методы реализации которых вырабатываются в процессе осмысливания проблемы; так называемые эвристические операции, осуществляемые по неявным, скрытым для сознания алгоритмам.
В группе репродуктивных операций можно выделить операции: группировки, т. е. объединения сигналов, объектов, мыслей, понятий по определенным известным признакам; расчленения на этой основе имеющегося множества на подмножества; выявления отношений по заданному признаку, т. е. операции сравнения и объединения ряда образов путем нахождения заданных признаков среди множества признаков, приписываемых образу; операции выявления отношений по неполному сходству путем объединения отношений по каким-либо внешним признакам (например, цвет), явным или неявным.
Неявные признаки в зависимости от иерархического уровня содержащего этот признак понятия могут быть разных порядков.
В креативных процессах сознания ситуация превращается в проблему, задачу, которая решается в несколько этапов или, скорее, с нескольких позиций, исходящих из оценки этой ситуации. Оценка ситуации включает три решаемые подзадачи. В качестве первичной подзадачи выступает необходимость оценить меру связи человека с возникшей ситуацией, т. е. ответить на вопрос, имеет ли ситуация какое-либо отношение ко мне. Если ответ «нет», то на этом решение проблемы заканчивается, если ответ «да», то возникает необходимость определить вид этой связи. Вторая подзадача - определение моего отношения к ситуации и третья - способность разрешить проблему подзадачи, имеется или нет готовое решение. Если готовое решение имеется, то отношение к ситуации как проблеме исчезает. В этих рассуждениях есть одна терминологическая тонкость, связанная с тем, что в креативной психологии под проблемой понимается возникновение в сознании ситуации, решение которой неизвестно, и ситуация разрешается с помощью операций так называемого репродуктивного или продуктивного типа.
Конечно, есть разные мнения по вопросу определения цели и позиции, с которой производится оценка. Так, Р.С.Лазарус предполагает, что основная позиция - это определение того, является ли ситуация стрессогенной, однако, вероятно, оценка включает сразу множество позиций, число которых определяется количеством и видом связей ситуации с субъектом.
Таким образом, можно выделить три вида первичной оценки события: как несвязанного с человеком ничем, кроме совпадения во времени; как нейтрального или в чем-то даже позитивного, но не требующего активного вмешательства; как имеющего важное значение для человека в данное время или в будущем.
На основании первичной оценки в сознании строится, как мы это уже знаем, концептуальная модель ситуации и определяется, является ли ситуация проблемной или нет. Если имеется проблема, то определяются степень ее сложности, конечные и промежуточные по этапам цели и предполагаемые способы и методы решения. Строго говоря, в экологическом сознании проблемная ситуация, как правило, рассматривается не изолированно, а как событие, вызывающее перестройку всей системы, скажем биогеоценоза, поэтому практически любое событие является проблемным. Однако в так называемом обыденном экологическом сознании эта особенность отсутствует, что влечет за собой непродуманность, безосновательность многих принимаемых решений. Определение указанных выше характеристик проблемы оценивается не только по ситуациям в целом, но и по всей цепочке, по которой развивается деятельность: мотивы, цели, средства деятельности, процесс деятельности и ее результат.
На основании проведенной оценки, интегральной характеристикой которой является эмоция, в сознании формируются программа и план деятельности, поведения, т. е. ее стратегия.
Понятие «стратегия» по-разному трактуется в психологии. Одни авторы определяют ее как обобщенный принцип решения целевой задачи (Т.Ф.Базилевич,1988; А.И.Анцыферова,1991), другие понимают стратегию как универсальный закон, по которому происходит самоосуществление человека (К.А.Абульханова-Славс-кая.1991).
Многие авторы считают стратегию обобщенным способом достижения результата в решении когнитивных задач (В.Ф. Венда, 1983). А.А. Алдашева (1995) рассматривает стратегию как способ использования имеющихся у человека механизмов и их элементов для решения задач, как общий принцип развертывания и реализации во времени и пространстве (в реальном и виртуальном понимании) процессов, обеспечивающих достижение поставленной цели. Выбор способа или принципа определяется имеющимися механизмами и допустимыми законами их сочетания, а также особенностями вовлекаемых в формирование стратегии конструктов.
Согласно мнению A.A-Алдашевой, стратегия определяет этапы решения проблемы, а используемые на каждом этапе способы определяют тактику когнитивного решения.
Для когнитивных процессов сознания, в том числе и экологического, характерным является наличие контроля над действиями и их результатами, а также коррекция дальнейших шагов и изменение исходной оценки ситуации по данным этого контроля, т. е. механизм, описанный П.К. Анохиным как акцептор действия.
Контроль может быть постоянным, но в экологическом сознании чаще встречается контроль по заданному отклонению, т. е. он включается тогда, когда отклонения от принятого решения достигают какой-либо обычно интуитивно определяемой величины.
Стратегия решения реализуется в программе (схеме), определяющей порядок развертывания процессов и действий, способствующих достижению искомой цели. Мы уже приводили пример такой программы, формирующей состояние оперативного покоя.
Если стоять на позиции теории активизации, то не только проблема, но и любой акт сознания предполагает наличие двух развертывающихся программ. Одна из них начинает реализовываться сразу после включения в сознание проблемы или ситуации, является неспецифической, общей для всех ситуаций и заключается в активизации большого числа мозговых структур, которые могли бы принять участие в реализации принятой стратегии, активизации тех психических процессов, которые могли бы выработать эту стратегию или просто реализовать готовую программу.
На этой базе начинает формироваться другая программа, специфическая для конкретной ситуации и отражающая стратегию решения и способы ее реализации. В мозге человека имеется большое число генетических программ, которые обеспечивают общий характер реакций организма, обуславливающих достижение так называемых постоянных целей, есть программы, сформированные на основе предыдущего индивидуального опыта, и программы, запечатленные в результате обучения и воспитания. Включив эти программы, сознание осуществляет лишь общий контроль, особенно в тех случаях, когда программа доведена до уровня автоматизированного навыка. Когнитивные механизмы сознания включаются лишь при отклонении хода реализации программы от предполагаемого.
Если в сознании возникает проблема, т. е. ситуация, не имеющая готового решения, то начинают работать когнитивные механизмы, задачей которых является формирование программы разрешения такой ситуации. Любая цель может быть достигнута разным путем, поэтому возможно существование нескольких стратегий, а следовательно, и программ, обеспечивающих решение проблемы. В зависимости от условий и характера проблемы эти программы могут быть оптимальными, субоптимальными и неоптимальными, однако все они формируются по общим законам, характерным для когнитивных процессов.
В основе формирования операционных компонентов программы лежит большое число различных групп когнитивных операций.
Одну из этих групп составляют операции преобразования и упорядочения информации, обеспечивающие появление в сознании таких субъективных характеристик объекта или явлений внешнего мира, как константность, предметность и т.п., на основе которых в последующем создается концептуальная модель проблемы, при этом в модели присутствует и сам человек как субъект сознания. Назовем эту группу операциями описания ситуации.
Вторую группу составляют операции, связанные с формированием проблемы, ее описанием и выработкой решения. Эти операции осуществляются актуализацией имеющихся и формированием новых конструктов, выработкой теории, поиском сути проблемы и ее точной формулировки и, наконец, решением проблемы. Г.М. Зараковский выделяет три типа когнитивных операций такого типа - репродуктивные, при которых используются уже известные программы, алгоритмы действия, хранившиеся в долговременной памяти и актуализированные в оперативной памяти или непосредственно содержащиеся в самой информации; продуктивные операции, программы и методы реализации которых вырабатываются в процессе осмысливания проблемы; так называемые эвристические операции, осуществляемые по неявным, скрытым для сознания алгоритмам.
В группе репродуктивных операций можно выделить операции: группировки, т. е. объединения сигналов, объектов, мыслей, понятий по определенным известным признакам; расчленения на этой основе имеющегося множества на подмножества; выявления отношений по заданному признаку, т. е. операции сравнения и объединения ряда образов путем нахождения заданных признаков среди множества признаков, приписываемых образу; операции выявления отношений по неполному сходству путем объединения отношений по каким-либо внешним признакам (например, цвет), явным или неявным.
Неявные признаки в зависимости от иерархического уровня содержащего этот признак понятия могут быть разных порядков.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях