ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
п. Неудовлетворенная потребность толкает человека на определенные действия по отношению к природе или обществу. Но это может противоречить другим мотивам, существующим в сознании человека, и возникает внутренний конфликт сознания.
Пожалуй, впервые на наличие внутреннего конфликта обратили внимание древние греки. Так, Эсхил в трагедии «Семеро против Фив» описал столкновение в сознании человека мотивов, связанных с противоречием долга по отношению к государству и к роду. Трагедия внутренних конфликтов отражена у В.Шекспира в «Гамлете», а у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове». Но это все примеры социального характера, которые мы использовали только потому, что в них отчетливо проявляется роль конфликта мотивов, механизм формирования и проявления.
Внутренняя мотивация экологического конфликта состоит в двойственности человека как элемента, части природы и как личности, стоящей вне системы природных отношений, т. е. как «Я» по отношению к «неЯ». В зависимости от того, какой элемент доминирует в сознании, человек может стать на позиции природы, как бы персонифицируя ее, и вступить в конфликт с другими людьми, стоящими на другой позиции.
Эту особенность каждый может проиллюстрировать собственными примерами. Совершая то или иное разрушительное по отношению к природе действие, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей, например спиливание деревьев на дачном участке, отлов бродячих собак, человек, понимая необходимость этих поступков, одновременно испытывает чувство жалости и часто старается осуществить подобные действия чужими руками. Многим претит охота на зверей, ловля птиц и рыбы, поэтому, очевидно, во многих охотничьих рассказах или рассказах о встречах с дикими животными прослеживаются мотивы предоставления животному шанса в этом беспроигрышном для человека конфликте и превращения его в единоборство, состязание в хитрости и даже готовности признать свое поражение. При этом противнику отдается дань уважения и восхищения. Например, у спортсменов-охотников в Англии считается неджентльменским поступком стрельба по сидящей птице. Непревзойденным в описании таких ситуаций является Э. Сетон-Томпсон.
Вероятно, нет рационального объяснения этому чувству, это нечто иррациональное, как, например, чувство красоты. Строитель, увидев прекрасный природный ландшафт, скажет или подумает, что жалко разрушать такую красоту, а затем спокойно ее уничтожит. Суть этого явления заключается в том, что в той части сознания «человека толпы», которая имеет отношение к экологическим проблемам, в конфликте почти всегда побеждают мотивы, связанные с удовлетворением материальных потребностей, и задача экологического воспитания человека сводится в основном к усилению в сознании этого духовного, иррационального компонента.
Мотивы формируют интересы, которые могут принимать различную форму и выступать в виде религиозных, культурных, научных и профессиональных. В ряде случаев эти интересы могут совпадать, но могут преследовать и противоположные цели. Поэтому разрешение конфликта интересов связано с особенностями их взаимоотношения. В экологическом сознании столкновение интересов обычно отражается как в виде когнитивного конфликта, так и эмоционального. Носителями когнитивного конфликта могут выступать взгляды, позиции, точки зрения, базирующиеся на знаниях, при этом возможна ситуация, когда сами знания вступают в конфликтные отношения.
Так, у каждого из нас есть свой взгляд на природу вообще и на характер предпочитаемых отношений с этой природой. Мы можем рассматривать ее как источник духовной радости, как средство удовлетворения материальных потребностей, как носитель неприятностей и опасностей, как индифферентное явление и т. п. В зависимости от конкретной ситуации в индивидуальном экологическом сознании формируется тот или иной взгляд: летом в сибирской тайге тучи мошкары и комаров способствуют образованию взгляда на природу как на источник неприятностей; пересекая топкое болото, человек относится к природе как к источнику опасности; приближаясь на теплоходе к острову Кижи, человек испытывает радость, восхищение при виде этого чуда природы, созданного на неприметном островке; находясь осенью в винограднике, рассматриваешь его как источник удовлетворения материальной потребности; в горном ущелье чувствуешь гнетущее величие гор и т. п.
Это позволяет считать, что взгляд на природу многолик по своей сущности и в зависимости от мимолетной ситуации в нем доминирует то одно, то другое чувство. Конфликт компонентов взгляда протекает в экологическом сознании постоянно и, как правило, разрешается путем переключения взгляда.
Устойчивые, постоянные компоненты, характеризующие взаимоотношения человека с природой, формируют позиции, в которых кумулируются исходные элементы отношения человека к тому или иному явлению, объекту или процессу. Конфликт позиций в экологическом сознании разрешается со значительно большим трудом, чем конфликт взглядов, поскольку он определяет и действия, предпринимаемые человеком или обществом. Позиция возникает, как правило, тогда, когда в сознании человека или в коллективном сознании появляется та или иная проблема, требующая своего разрешения.
Сейчас, например, в экологическом сознании существует проблема, связанная с конфликтом потребления - стоять ли на позиции сдерживания, ограничения потребления или же принять позицию сторонников растущего потребления.
Можно занять позицию активного борца за сохранность природы или позицию стороннего наблюдателя. В последнем случае позиция стороннего наблюдателя становится точкой зрения.
Конфликты знаний в экологическом сознании отражают уровень развития науки, владение ее аналитическим аппаратом, фактологией и наличием познанных законов. Чем выше уровень науки, тем меньше в ней конфликтных ситуаций, но тем сложнее и запутаннее становятся конфликты.
Экология в ее современном, расширенном понимании, хотя и пользуется достижениями многих естественных наук, еще слабо владеет своим собственным аналитическим аппаратом, не все законы природы познаны, она испытывает слишком явное давление политического характера, что приводит к тому, что в ней значительное место занимает конфликт точек зрения. До сих пор продолжаются споры о природе озоновых дыр в атмосфере, вредном влиянии радона на живую природу океанического побережья и т. п.
Каждый новый элемент знания приближает нас к познанию и уменьшает число унаследованных от прошлого конфликтных ситуаций, подобно тому, как исчез конфликт представлений об атмосфере Венеры в связи с появившейся возможностью ее изучения посланными планетарными и спутниковыми приборами, но этот элемент нового знания становится причиной возникновения новых конфликтов.
Привлечение к пониманию природы и сущности экологического сознания концепции конфликта важно еще в одном отношении, которое недостаточно четко освещено в литературе. Представим себе какую-нибудь конкретную ситуацию: фермер в результате истощения пахотных земель получает меньший урожай, горожанин страдает от затруднения дыхания, так как городской воздух становится более загрязненным выхлопными газами. И тот и другой чувствуют себя плохо, и это чувство они связывают с изменениями в окружающей их природе. Значит ли это, что эти чувства есть проявление экологического сознания? По нашему представлению, ответ должен быть отрицательным, потому что в приведенном примере мы встречаемся просто с эмоционально окрашенным восприятием или будущего разорения, или заболевания.
Сознание, в том числе и экологическое, возникает тогда, когда мозг человека приобретает способность отвлечения от конкретной оболочки явления и переходит на тот или иной уровень абстракции, т. е. способен формировать понятия и суждения и оперировать ими. Конфликт в экологическом сознании и есть одна из форм оперирования понятиями.
Возьмем какую-нибудь абстракцию очень высокого уровня, например понятие «ценность». Можно считать, что экологическое сознание есть поле, на котором развертывается конфликт ценностей. В главе 5, посвященной концепции права и этики в экологическом сознании, мы рассматривали позиции пассеистов, актуалистов и футуристов, принципиальная разница между которыми состоит в различии исходных ценностей, а их взаимоотношения в теоретической и практической экологии реализуются в конфликте ценностей независимо от того, возникает ли он в индивидуальном или коллективном сознании.
Если попытаться углубиться в экологическое сознание любого человека или в свое собственное, то можно увидеть, что каждый из нас в какой-то мере является и пассеистом, и актуалистом, и футуристом в зависимости от того, с какой конкретно стороной взаимоотношения с природой мы сталкиваемся.
Пожалуй, впервые на наличие внутреннего конфликта обратили внимание древние греки. Так, Эсхил в трагедии «Семеро против Фив» описал столкновение в сознании человека мотивов, связанных с противоречием долга по отношению к государству и к роду. Трагедия внутренних конфликтов отражена у В.Шекспира в «Гамлете», а у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове». Но это все примеры социального характера, которые мы использовали только потому, что в них отчетливо проявляется роль конфликта мотивов, механизм формирования и проявления.
Внутренняя мотивация экологического конфликта состоит в двойственности человека как элемента, части природы и как личности, стоящей вне системы природных отношений, т. е. как «Я» по отношению к «неЯ». В зависимости от того, какой элемент доминирует в сознании, человек может стать на позиции природы, как бы персонифицируя ее, и вступить в конфликт с другими людьми, стоящими на другой позиции.
Эту особенность каждый может проиллюстрировать собственными примерами. Совершая то или иное разрушительное по отношению к природе действие, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей, например спиливание деревьев на дачном участке, отлов бродячих собак, человек, понимая необходимость этих поступков, одновременно испытывает чувство жалости и часто старается осуществить подобные действия чужими руками. Многим претит охота на зверей, ловля птиц и рыбы, поэтому, очевидно, во многих охотничьих рассказах или рассказах о встречах с дикими животными прослеживаются мотивы предоставления животному шанса в этом беспроигрышном для человека конфликте и превращения его в единоборство, состязание в хитрости и даже готовности признать свое поражение. При этом противнику отдается дань уважения и восхищения. Например, у спортсменов-охотников в Англии считается неджентльменским поступком стрельба по сидящей птице. Непревзойденным в описании таких ситуаций является Э. Сетон-Томпсон.
Вероятно, нет рационального объяснения этому чувству, это нечто иррациональное, как, например, чувство красоты. Строитель, увидев прекрасный природный ландшафт, скажет или подумает, что жалко разрушать такую красоту, а затем спокойно ее уничтожит. Суть этого явления заключается в том, что в той части сознания «человека толпы», которая имеет отношение к экологическим проблемам, в конфликте почти всегда побеждают мотивы, связанные с удовлетворением материальных потребностей, и задача экологического воспитания человека сводится в основном к усилению в сознании этого духовного, иррационального компонента.
Мотивы формируют интересы, которые могут принимать различную форму и выступать в виде религиозных, культурных, научных и профессиональных. В ряде случаев эти интересы могут совпадать, но могут преследовать и противоположные цели. Поэтому разрешение конфликта интересов связано с особенностями их взаимоотношения. В экологическом сознании столкновение интересов обычно отражается как в виде когнитивного конфликта, так и эмоционального. Носителями когнитивного конфликта могут выступать взгляды, позиции, точки зрения, базирующиеся на знаниях, при этом возможна ситуация, когда сами знания вступают в конфликтные отношения.
Так, у каждого из нас есть свой взгляд на природу вообще и на характер предпочитаемых отношений с этой природой. Мы можем рассматривать ее как источник духовной радости, как средство удовлетворения материальных потребностей, как носитель неприятностей и опасностей, как индифферентное явление и т. п. В зависимости от конкретной ситуации в индивидуальном экологическом сознании формируется тот или иной взгляд: летом в сибирской тайге тучи мошкары и комаров способствуют образованию взгляда на природу как на источник неприятностей; пересекая топкое болото, человек относится к природе как к источнику опасности; приближаясь на теплоходе к острову Кижи, человек испытывает радость, восхищение при виде этого чуда природы, созданного на неприметном островке; находясь осенью в винограднике, рассматриваешь его как источник удовлетворения материальной потребности; в горном ущелье чувствуешь гнетущее величие гор и т. п.
Это позволяет считать, что взгляд на природу многолик по своей сущности и в зависимости от мимолетной ситуации в нем доминирует то одно, то другое чувство. Конфликт компонентов взгляда протекает в экологическом сознании постоянно и, как правило, разрешается путем переключения взгляда.
Устойчивые, постоянные компоненты, характеризующие взаимоотношения человека с природой, формируют позиции, в которых кумулируются исходные элементы отношения человека к тому или иному явлению, объекту или процессу. Конфликт позиций в экологическом сознании разрешается со значительно большим трудом, чем конфликт взглядов, поскольку он определяет и действия, предпринимаемые человеком или обществом. Позиция возникает, как правило, тогда, когда в сознании человека или в коллективном сознании появляется та или иная проблема, требующая своего разрешения.
Сейчас, например, в экологическом сознании существует проблема, связанная с конфликтом потребления - стоять ли на позиции сдерживания, ограничения потребления или же принять позицию сторонников растущего потребления.
Можно занять позицию активного борца за сохранность природы или позицию стороннего наблюдателя. В последнем случае позиция стороннего наблюдателя становится точкой зрения.
Конфликты знаний в экологическом сознании отражают уровень развития науки, владение ее аналитическим аппаратом, фактологией и наличием познанных законов. Чем выше уровень науки, тем меньше в ней конфликтных ситуаций, но тем сложнее и запутаннее становятся конфликты.
Экология в ее современном, расширенном понимании, хотя и пользуется достижениями многих естественных наук, еще слабо владеет своим собственным аналитическим аппаратом, не все законы природы познаны, она испытывает слишком явное давление политического характера, что приводит к тому, что в ней значительное место занимает конфликт точек зрения. До сих пор продолжаются споры о природе озоновых дыр в атмосфере, вредном влиянии радона на живую природу океанического побережья и т. п.
Каждый новый элемент знания приближает нас к познанию и уменьшает число унаследованных от прошлого конфликтных ситуаций, подобно тому, как исчез конфликт представлений об атмосфере Венеры в связи с появившейся возможностью ее изучения посланными планетарными и спутниковыми приборами, но этот элемент нового знания становится причиной возникновения новых конфликтов.
Привлечение к пониманию природы и сущности экологического сознания концепции конфликта важно еще в одном отношении, которое недостаточно четко освещено в литературе. Представим себе какую-нибудь конкретную ситуацию: фермер в результате истощения пахотных земель получает меньший урожай, горожанин страдает от затруднения дыхания, так как городской воздух становится более загрязненным выхлопными газами. И тот и другой чувствуют себя плохо, и это чувство они связывают с изменениями в окружающей их природе. Значит ли это, что эти чувства есть проявление экологического сознания? По нашему представлению, ответ должен быть отрицательным, потому что в приведенном примере мы встречаемся просто с эмоционально окрашенным восприятием или будущего разорения, или заболевания.
Сознание, в том числе и экологическое, возникает тогда, когда мозг человека приобретает способность отвлечения от конкретной оболочки явления и переходит на тот или иной уровень абстракции, т. е. способен формировать понятия и суждения и оперировать ими. Конфликт в экологическом сознании и есть одна из форм оперирования понятиями.
Возьмем какую-нибудь абстракцию очень высокого уровня, например понятие «ценность». Можно считать, что экологическое сознание есть поле, на котором развертывается конфликт ценностей. В главе 5, посвященной концепции права и этики в экологическом сознании, мы рассматривали позиции пассеистов, актуалистов и футуристов, принципиальная разница между которыми состоит в различии исходных ценностей, а их взаимоотношения в теоретической и практической экологии реализуются в конфликте ценностей независимо от того, возникает ли он в индивидуальном или коллективном сознании.
Если попытаться углубиться в экологическое сознание любого человека или в свое собственное, то можно увидеть, что каждый из нас в какой-то мере является и пассеистом, и актуалистом, и футуристом в зависимости от того, с какой конкретно стороной взаимоотношения с природой мы сталкиваемся.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях