mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1


Можно считать, что история пессимистического прогнозирования, базирующегося на анализе потребления, началась с Т.Маль-туся, заложившего основу одного из главных направлений современного экологического движения - опасность продовольственного кризиса в результате перенаселения.
Однако у большей части общества агрессивно-хищническая форма экологического сознания поддерживалась благодаря тому обстоятельству, что рост потребления еще компенсировался известными или вновь открываемыми в процессе развития науки резервами, т. е. существовало представление о неисчерпаемости Природных ресурсов. Для эгоистического сознания этого периода,; особенно той части общества, которая занималась эксплуатацией природных богатств, применимо высказанное за два столетия до этого выражение маркизы де Помпадур - «после нас хоть и о топ».
Правда, следует сказать, что параллельно с этим развивался и ряд запретительных механизмов, регулирующих некоторые экологически уязвимые стороны потребления, например охотничьи законы, протекционистская политика в отношении производства нужных технических сельскохозяйственных культур и т. п., Пожалуй, наиболее ранними объектами, для которых наметилось какое-то начальное ограничение агрессивно-хищнического Потребления, были леса и реки. Реки очень долго являлись основными транспортными артериями, от их водного режима зависела продуктивность сельского хозяйства, существенный вклад вносило рыболовство. О важной роли рек в жизни народа говорит хотя бы то, что в России казачьи войска и округа назывались до имени рек - Донское, Кубанское, Уральское, Амурское, СеИреченское. Казачий фольклор буквально насыщен «водной» тематикой.
Не меньшую роль в жизни Европы, в том числе Центральной и Северной России, играли леса - «поставщики» охотничьих трофеев и, самое главное, строительных материалов и топлива.
Первичным толчком для регулирования природных условий было уменьшение площади лесов в результате их неограниченной эксплуатации и использования древесины в качестве топлива, особенно в металлургическом производстве. Вырубка леса привела к осушению рек, нестабильности водного режима. В свою очередь, металлургическое производство было тесно связано с потреблением воды, хотя выраженной опасности антропогенного загрязнения рек еще не наблюдалось - это стало «достоянием» XX в.
Отметим большую роль введения в экологическое сознание элемента необходимости защиты лесов и рек, и это объясняется тем, что их экологическая динамика наиболее чутка к массовому вторжению. Изменения происходили буквально на глазах одного поколения. Именно это позволило ввести ряд законодательных ограничений в использование рек и лесов, а также в проведение некоторых компенсационных мероприятий, например лесоразведение, облесение русла рек.
Интересно, что в этот же период возникла одна новая, ранее практически отсутствовавшая у представителей европейской формы цивилизации активная часть экологического сознания - его эстетическая составляющая. Конечно, отражение красоты природы в сознании человека уже давно считалось признанным фактом и выражалось в буколической поэзии, пейзажной живописи, городской и ландшафтной архитектуре, но настоящее развитие этого процеса началось в XVII-XVIII вв. и во второй половине XIX в. стало самостоятельным направлением. Оно базировалось на творчестве поэтов озерной школы в Великобритании, пейзажной живописи К.Коро и импрессионистов во Франции, работах И.Шишкина и И.Левитана в России.
Мы не будем здесь касаться таких своеобразных, но в чем-то схожих направлений в сознании представителей других цивилизаций - творчества поэтов Китая, Японии и Кореи, сложнейших пейзажных построений-аллегорий у арабских поэтов суфического толка (например, Аль-Араби), а также положений ряда религий, близких к буддизму, особенно к дзен-буддизму.
Утверждению об отражении особенностей эстетичесго восприятия в экологическом сознании не противоречит мнение о том, что творчество выражает в символической форме философские построения, и можно думать, что эти философские воззрения основаны на структуре природы.
Как альтернатива агрессивно-хищническому экологическому сознанию в XIX в. большее распространение получила та составляющая сознания, которую можно обозначить как ностальгическое экологическое сознание. В основе этого вида сознания лежала тревога, связанная с сомнением по поводу происходящих изменений экологического баланса, неспособность к перестройке стереотипов сознания, которые обеспечивали ранее жизнь и деятельность человека.
Главным признаком этого сознания было сожаление о прошлом, идеализирование тех времен, когда «и леса были гуще и реки полнее». Согласно представлениям носителей этого созна-
Ш1Я, поток времени в силу известных и неизвестных причин приводит к постоянному ухудшению не только условий жизни, но и нравственности людей. Единственной мерой, способной остановить неизбежную катастрофу, является консервация образа жизни, возврат к прошлому. Десятки веков назад это утверждалось Екклезиастом.
Идущее еще от древних греков представление о веке золотом и веке железном переформировалось в отрицание всякого прогресса как процесса, ускоряющего гибель человечества. Изучение творчества наиболее ярких представителей ностальгического экологического сознания показывает, что в нем отсутствует элемент всестороннего критического рассмотрения динамики тех или иных изменений экологических отношений человека и природы, человека и общества, игнорирование или замалчивание недостатков прошлого и достоинств будущего. Однако ностальгическое сознание не стало коллективным, общественным экологическим дознанием, носителями его были лишь отдельные личности, а доминировало и определяло развитие общества, его экономику агрессивно-хищническое экологическое сознание.
Лишь с приходом XX в. с его бурным развитием промышленности, великими открытиями физики и химии экологические проблемы стали объектом серьезного научного рассмотрения, что И позволило во второй половине столетия сформулировать основные положения современного экологического сознания как альтернативу ностальгическому сознанию. Это новое содержание экологического сознания, его направленность мы будем называть научно обоснованным экологическим сознанием, особенно в той его части, которая связана с социальной позицией общества. Первой причиной ее появления стало бурное развитие естественных наук, а также экологии как самостоятельной науки. Второй причиной было развитие экономики, которая из преимущественно региональной стала национальной, а затем транснациональной, глобальной системой. Третьей причиной явилось усиление прогнозного компонента в экономических и социальных планах и моделях.
Для массового сознания огромную роль сыграли печальные результаты хищнического отношения к природе, появление мегаполисов и ставшая очевидной опасность появления локальных и глобальных экологических катастроф. Формированию и развитию научно обоснованного экологического сознания во многом способствовало увеличение и усиление информационной сферы, особенно той, которая связана со средствами массовой информации, хотя, конечно, они во многом зависят от социальных и политических факторов, не всегда правдиво отражают реальную ситуацию. Это привело к появлению ложной информации, замалчиванию или гиперболизации ряда имевших место экологических ситуаций в интересах тех или иных общественных слоев или формаций. Важность информационной среды заключается в том, что к наглядно-чувственному, непосредственно опытному источнику экологического сознания массы присоединился абстрактно-логический, когнитивный источник.
Влияние государственных, национальных и классовых интересов на экологическое сознание, конечно, всегда имело место, однако наиболее выраженным оно стало в XX в., являясь мощным средством манипулирования сознанием.
Однако, по нашему мнению, наиболее значимым изменением экологического сознания стало появление направленности экологического сознания на природу, т. е. отказ, хотя бы частичный, от целиком антропоцентрического сознания прошлого. Одним из ведущих лозунгов стал призыв к защите природы.
Такое охранительное экологическое сознание также имеет несколько форм, каждая из которых отличается своими достоинствами и недостатками, своей идеологической мировоззренческой базой. Наиболее дискуссионным является вопрос о допустимости такой формы воздействия на природу, которая выступает в виде формул «преобразование природы» и «господство над природой».
В заключение можно сделать вывод, что экологическое сознание было неотъемлемым атрибутом сознания на всех, начиная с самых ранних, этапах развития человечества, изменялось и развивалось параллельно развитию общества и отражало изменения природы и климата, связанные как с геологической историей, так и с антропогенным воздействием.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz