ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
Термин «потребность», по-видимому, следует использовать тогда, когда мы имеем в виду осознанное чувство. Нет потребности в биении сердца, но есть потребность в пище. Именно в этом ключе следует понимать связь потребности с эмоцией.
Учитывая сказанное и исходя из признания оценочной функции эмоций, мы можем считать, что именно они определяют субъективную значимость всех явлений, объектов, процессов и связей, с которыми встречается человек, вступая или не вступая с ними в отношения. Столь подробное введение в теорию эмоций, конечно, не охватывает всех аспектов теории, и мы продолжим ее рассмотрение, но уже применительно к нашей основной проблеме - экологическому сознанию.
Затронув вопрос о субъективной значимости, мы должны выявить, что же определяет или чем определяется эта значимость, сила эмоции?
Во многих работах как психологического, так и физиологического направления при рассмотрении эмоций обычно используются термины «организм», «субъект», «индивид», когда характеризуют носителя, субъекта эмоций, однако значительно реже используется термин «личность». Вероятно, некоторую роль здесь сыграла биологическая теория эмоций, исходящая из потребностей человека как биологической структуры. На этой основе формируются такие эмоции, как эмоция боли, жажды, голода, сексуальные эмоции, отражающиеся в удовольствии-неудовольствии, напряжении и разрядке, т. е. согласно координатной схеме Вун-дта. Несколько обобщая, можно сказать, что биологический компонент присутствует при эмоциях оценки внутреннего состояния человека и частично - в эмоциях оценки предметно-конкретной среды, непосредственно взаимодействующей с человеком.
Конечно, эти эмоции, по крайней мере часть эмоций первого и почти все эмоции второго типа, могут включаться в экологическое сознание человека.
Среди показателей внутреннего состояния находятся такие, как чувство тепла и холода, которое (вне патологии) зависит от температуры окружающей среды. Эмоции оценки предметно-конкретной среды базируются на возможности удовлетворения потребности в пище и воде, к ним относится даже эмоция боли, причиной которой является взаимодействие с объектами внешней среды. Так, одинаковое по долорометрическим характеристикам чувство боли вызывает различного типа эмоцию, в зависимости от того, в каких условиях и какой объект вызвал болевое ощущение. Например, срывая розу, мы почти не обращаем внимание на укол шипа, но испытываем неприятное болевое ощущение после контакта с крапивой. На различие таких эмоций большое влияние оказывает отношение человека к объекту, причинившему боль. Любители кошек почти не реагируют на царапины, которые те наносят острыми когтями. Таким образом, мы можем сделать вывод, что даже так называемые биологические эмоции в экологическом сознании коррегируются по своей выраженности или направленности семантикой отношения к конкретному проявлению эмоциогенного фактора.
В последующем мы будем лишь вскользь касаться эмоций биологического происхождения, а основное внимание посвятим эмоциям, связанным с оценкой взаимодействия понятий, когнитивным эмоциям, где практически отсутствует биологический компонент и основную роль играют личностные особенности, т. е. эмоциям, вызванным конфликтом (эмоциям второго типа).
Рассмотрение таких эмоций удобнее начать с концепции С.Л.Рубинштейна, который, выделяя эмоции личности, предположил наличие трех уровней организации эмоций. Первый уровень был назван органическим, аффективно-эмоциональным. Здесь возникают элементарные, так называемые физические чувствования типа удовольствие-неудовольствие, появляющиеся в процессе удовлетворения материальных потребностей. Такие эмоции в ряде случаев могут иметь и неопредмеченный характер, т. е. отражать отношение к среде вообще. Чувство блаженства, которое иногда испытывает человек, лежа на солнышке на стоге сена и глядя в небо, это и есть пример такой неопредмеченной эмоции, человеку просто хорошо, потому что он находится в полном согласии с природой. Ясно, что к первому уровню относятся эмоции, которые выше были названы эмоциями, имеющими биологическую основу.
Следует отметить любопытную деталь: при описании эмоции этого уровня С.Л.Рубинштейн, характеризуя человека, испытывающего такие эмоции, предпочитает использовать термин «индивид».
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. При этом предмет не всегда выступает в вещной форме, он может быть понятием с различной степенью абстракции.
Эмоции этого уровня являются не чем иным, как выражением в осознанном восприятии отношения человека к миру. В зависимости от того, к какой категории это чувство относится, они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. В эмоциях этой группы всегда присутствует в той или иной форме идеология личности.
В экологическом сознании эмоции второй группы занимают самое большое место, в том числе и в обыденном экологическом сознании. Интеллектуальные эмоции, как правило, возникают при оценке связей не только между человеком и природой, но и между объектами природы. Мы различаем здесь два вида интеллектуальных эмоций: эмоции знания и эмоции незнания. Эмоции знания основаны на обобщенном индивидуальном и общественном опыте и отражают реальную значимость взаимоотношения человека и предметного мира природы. Страх перед грозой - это эмоция знания, основанная на познанной вероятности поражения молнией. Удовлетворение богатым урожаем тоже эмоция знания, основанная на прогнозировании такого результата. Страх темноты, который возникает в детском возрасте, - это эмоция незнания, вызванная формированием в сознании образа угрозы, порожденного воображением, не ограниченным знанием.
Мы уже рассматривали проблему морали в экологическом сознании, поэтому не требуют подробного разбора возникающие в нем моральные эмоции, которые характеризуют оценку тех ограничений, которые человек принимает добровольно или под влиянием ограничений, общих для всех членов сообщества во взаимодействии с объектами или явлениями природы. Отношение личности к этим ограничениям может вызвать и положительные и отрицательные эмоции. Отрицательные моральные эмоции характерны для агрессивно-хищнического экологического сознания.
Эмоции эстетического плана отражают не только отношение к природе, но и предпринимаемые действия, направленные на сохранение красот природы и формирование новых объектов природы и ранее не существовавших отношений между ними. Приведем в качестве примера такие действия человека, как выведение новых пород декоративных животных и рыб, создание садоводами декоративных цветочных куртин, где посажены растения, никогда вместе не растущие в природе. Эстетические эмоции в экологическом сознании уже с давних пор являются целью создаваемых композиций в садово-парковом искусстве. Каждый знает предназначенные для этой же цели японские и китайские садики, многие увлекаются икебаной - искусством составлять букеты.
Многие писатели, особенно писатели XIX в., обратили внимание на одну особенность эстетических эмоций в экологическом сознании - их успокаивающее, умиротворяющее действие на человека. Трудно выявить причины этого влияния, их, вероятно, много: это и осознание бренности человеческих страстей перед лицом вечной природы, осознание старинной мудрости, что все «суета сует» и т. п.
Следует отметить и еще одну особенность этих эмоций в экологическом сознании - их большую зависимость от времени, как фактора развития общества. Так, эстетика французских парков впоследствии уступила место эстетике английского паркового искусства, эстетика описания природы в готическом романе сменилась реализмом природы у И.С.Тургенева. Особенно наглядно это видно на примере пейзажной живописи: примитивисты средневековья, затем академизм XVIII в., импрессионисты и реалистическая живопись.
К сожалению, до сих пор не найден ответ на вопрос, что определяет изменение взглядов на эстетику природы. Во всяком случае это не довольно расхожее мнение, что эстетика природы отражает эстетику человеческих отношений.
Третий уровень эмоций, по мнению С-Л.Рубинштейна, составляют чувства, отражающие обобщенное восприятие мира, его основных базовых закономерностей. На этом уровне место предметов занимают идеи, что характерно для обобщающего мышления: возникают чувства юмора, трагического, возвышенного. Это уровень мировоззрения.
Данная группа эмоций в экологическом сознании изучена относительно мало, но есть все основания полагать, что они связаны с постижением законов природы, а это позволяет отнести их к группе интеллектуальных, когнитивных эмоций.
Учитывая сказанное и исходя из признания оценочной функции эмоций, мы можем считать, что именно они определяют субъективную значимость всех явлений, объектов, процессов и связей, с которыми встречается человек, вступая или не вступая с ними в отношения. Столь подробное введение в теорию эмоций, конечно, не охватывает всех аспектов теории, и мы продолжим ее рассмотрение, но уже применительно к нашей основной проблеме - экологическому сознанию.
Затронув вопрос о субъективной значимости, мы должны выявить, что же определяет или чем определяется эта значимость, сила эмоции?
Во многих работах как психологического, так и физиологического направления при рассмотрении эмоций обычно используются термины «организм», «субъект», «индивид», когда характеризуют носителя, субъекта эмоций, однако значительно реже используется термин «личность». Вероятно, некоторую роль здесь сыграла биологическая теория эмоций, исходящая из потребностей человека как биологической структуры. На этой основе формируются такие эмоции, как эмоция боли, жажды, голода, сексуальные эмоции, отражающиеся в удовольствии-неудовольствии, напряжении и разрядке, т. е. согласно координатной схеме Вун-дта. Несколько обобщая, можно сказать, что биологический компонент присутствует при эмоциях оценки внутреннего состояния человека и частично - в эмоциях оценки предметно-конкретной среды, непосредственно взаимодействующей с человеком.
Конечно, эти эмоции, по крайней мере часть эмоций первого и почти все эмоции второго типа, могут включаться в экологическое сознание человека.
Среди показателей внутреннего состояния находятся такие, как чувство тепла и холода, которое (вне патологии) зависит от температуры окружающей среды. Эмоции оценки предметно-конкретной среды базируются на возможности удовлетворения потребности в пище и воде, к ним относится даже эмоция боли, причиной которой является взаимодействие с объектами внешней среды. Так, одинаковое по долорометрическим характеристикам чувство боли вызывает различного типа эмоцию, в зависимости от того, в каких условиях и какой объект вызвал болевое ощущение. Например, срывая розу, мы почти не обращаем внимание на укол шипа, но испытываем неприятное болевое ощущение после контакта с крапивой. На различие таких эмоций большое влияние оказывает отношение человека к объекту, причинившему боль. Любители кошек почти не реагируют на царапины, которые те наносят острыми когтями. Таким образом, мы можем сделать вывод, что даже так называемые биологические эмоции в экологическом сознании коррегируются по своей выраженности или направленности семантикой отношения к конкретному проявлению эмоциогенного фактора.
В последующем мы будем лишь вскользь касаться эмоций биологического происхождения, а основное внимание посвятим эмоциям, связанным с оценкой взаимодействия понятий, когнитивным эмоциям, где практически отсутствует биологический компонент и основную роль играют личностные особенности, т. е. эмоциям, вызванным конфликтом (эмоциям второго типа).
Рассмотрение таких эмоций удобнее начать с концепции С.Л.Рубинштейна, который, выделяя эмоции личности, предположил наличие трех уровней организации эмоций. Первый уровень был назван органическим, аффективно-эмоциональным. Здесь возникают элементарные, так называемые физические чувствования типа удовольствие-неудовольствие, появляющиеся в процессе удовлетворения материальных потребностей. Такие эмоции в ряде случаев могут иметь и неопредмеченный характер, т. е. отражать отношение к среде вообще. Чувство блаженства, которое иногда испытывает человек, лежа на солнышке на стоге сена и глядя в небо, это и есть пример такой неопредмеченной эмоции, человеку просто хорошо, потому что он находится в полном согласии с природой. Ясно, что к первому уровню относятся эмоции, которые выше были названы эмоциями, имеющими биологическую основу.
Следует отметить любопытную деталь: при описании эмоции этого уровня С.Л.Рубинштейн, характеризуя человека, испытывающего такие эмоции, предпочитает использовать термин «индивид».
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства, соответствующие предметному восприятию и предметному действию. При этом предмет не всегда выступает в вещной форме, он может быть понятием с различной степенью абстракции.
Эмоции этого уровня являются не чем иным, как выражением в осознанном восприятии отношения человека к миру. В зависимости от того, к какой категории это чувство относится, они подразделяются на интеллектуальные, эстетические и моральные. В эмоциях этой группы всегда присутствует в той или иной форме идеология личности.
В экологическом сознании эмоции второй группы занимают самое большое место, в том числе и в обыденном экологическом сознании. Интеллектуальные эмоции, как правило, возникают при оценке связей не только между человеком и природой, но и между объектами природы. Мы различаем здесь два вида интеллектуальных эмоций: эмоции знания и эмоции незнания. Эмоции знания основаны на обобщенном индивидуальном и общественном опыте и отражают реальную значимость взаимоотношения человека и предметного мира природы. Страх перед грозой - это эмоция знания, основанная на познанной вероятности поражения молнией. Удовлетворение богатым урожаем тоже эмоция знания, основанная на прогнозировании такого результата. Страх темноты, который возникает в детском возрасте, - это эмоция незнания, вызванная формированием в сознании образа угрозы, порожденного воображением, не ограниченным знанием.
Мы уже рассматривали проблему морали в экологическом сознании, поэтому не требуют подробного разбора возникающие в нем моральные эмоции, которые характеризуют оценку тех ограничений, которые человек принимает добровольно или под влиянием ограничений, общих для всех членов сообщества во взаимодействии с объектами или явлениями природы. Отношение личности к этим ограничениям может вызвать и положительные и отрицательные эмоции. Отрицательные моральные эмоции характерны для агрессивно-хищнического экологического сознания.
Эмоции эстетического плана отражают не только отношение к природе, но и предпринимаемые действия, направленные на сохранение красот природы и формирование новых объектов природы и ранее не существовавших отношений между ними. Приведем в качестве примера такие действия человека, как выведение новых пород декоративных животных и рыб, создание садоводами декоративных цветочных куртин, где посажены растения, никогда вместе не растущие в природе. Эстетические эмоции в экологическом сознании уже с давних пор являются целью создаваемых композиций в садово-парковом искусстве. Каждый знает предназначенные для этой же цели японские и китайские садики, многие увлекаются икебаной - искусством составлять букеты.
Многие писатели, особенно писатели XIX в., обратили внимание на одну особенность эстетических эмоций в экологическом сознании - их успокаивающее, умиротворяющее действие на человека. Трудно выявить причины этого влияния, их, вероятно, много: это и осознание бренности человеческих страстей перед лицом вечной природы, осознание старинной мудрости, что все «суета сует» и т. п.
Следует отметить и еще одну особенность этих эмоций в экологическом сознании - их большую зависимость от времени, как фактора развития общества. Так, эстетика французских парков впоследствии уступила место эстетике английского паркового искусства, эстетика описания природы в готическом романе сменилась реализмом природы у И.С.Тургенева. Особенно наглядно это видно на примере пейзажной живописи: примитивисты средневековья, затем академизм XVIII в., импрессионисты и реалистическая живопись.
К сожалению, до сих пор не найден ответ на вопрос, что определяет изменение взглядов на эстетику природы. Во всяком случае это не довольно расхожее мнение, что эстетика природы отражает эстетику человеческих отношений.
Третий уровень эмоций, по мнению С-Л.Рубинштейна, составляют чувства, отражающие обобщенное восприятие мира, его основных базовых закономерностей. На этом уровне место предметов занимают идеи, что характерно для обобщающего мышления: возникают чувства юмора, трагического, возвышенного. Это уровень мировоззрения.
Данная группа эмоций в экологическом сознании изучена относительно мало, но есть все основания полагать, что они связаны с постижением законов природы, а это позволяет отнести их к группе интеллектуальных, когнитивных эмоций.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях