ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
Поясним это на примерах.
Антививисекционные ограничения запрещают применение травматических воздействий на ненаркотизированных животных. Однако, когда проводятся исследования по выяснению механизма травмы, процессов ее развития и т. п., от этих ограничений необходимо отказаться, так как ценность возможных результатов превосходит допустимое зло.
В ряде стран, где обитали животные некоторых видов, близких к исчезновению, например слоны и носороги в Африке, были предприняты очень строгие меры по их охране, в результате которых численность этих животных достигла таких больших размеров, что пришлось пойти на плановое уничтожение, если было невозможно насильственное переселение.
В общем, при рассмотрении понятий биоэтики, которые существуют в обыденном, массовом экологическом сознании, и понятий, принятых большинством научного сообщества, обнаруживается много общих позиций, хотя освобожденное полностью (если это возможно) от антропоморфизма экологическое сознание найдет, что в доминирующих сейчас концепциях романской, вернее западноевропейской цивилизации, а еще больше в славянской, органической частью является идея покровительственного отношения к животным как «братьям нашим меньшим», с которой нельзя не считаться.
С этой точки зрения много интересного внесло изучение содержания и направленности экологического сознания у народов, населяющих постсоветское пространство. Оказалось, что, несмотря на национальные, религиозные и этнографические различия, экологический компонент менталитета этих народов практически одинаков и по ряду позиций отличается от положений и понятий западной биоэтики: эгоистически-растяжимых - в США и гипертрофированно ригидных, во многом ханжеских - в Великобритании.
Возвращаясь к проблеме этики в науке (не путать с этикой носителей науки!), которая, как мы отмечали, не может быть применима к науке, и рискуя вызвать бурный поток негодования и протестов некоторых сторонников экологического движения, мы склонны предложить открытое введение двойного стандарта, т. е. наличие минимальных ограничений в области контролируемых научных исследований и жесткие ограничения в период решения проблем реализации результатов этих исследований. На самом деле так и поступают в реальности, но об этом стыдливо умалчивается.
Заканчивая рассмотрение проблем права, морали, нравственности и этики в экологическом сознании, мы должны еще раз подчеркнуть, что все они определяют и регулируют отношения человека к природе и не могут быть распространены на природу как источник воздействия на человека и на те отношения, которые характеризуют взаимосвязь объектов природы.
Глава 6
КОНФЛИКТ КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Если рассматривать все многочисленные определения экологического сознания, приведенные в предыдущих главах, где акцентировалась та или иная сторона этого сознания, та или иная его составляющая, то можно сразу понять, что в этих определениях всегда присутствует одно инвариантное положение: экологическое сознание отражает взаимодействие человека с природой или взаимодействие одних природных процессов или объектов с другими процессами и объектами, в результате которых возникает новое состояние, чаще всего, динамическое равновесие.
В процессе взаимодействия возникает дихотомия двух отношений: отношения конфликта и отношения согласия. Это не антагонистическая дихотомия, так как цель любого конфликта заключается в поисках согласия даже путем ликвидации одной из конфликтующих сторон. Парадоксальность здесь кажущаяся.
Каждый конкретный хищник, встретив живое существо (жертву), стремится его уничтожить. Однако между хищником и жертвой на популяционном экологическом уровне существует саморегулируемое «согласие»: чем больше будет уничтожено жертв, тем уже становится пищевая база хищника, тем больше вероятность гибели от бескормицы, и ситуация становится благоприятной для жертвы, но отсутствие хищников ведет к перенаселению территории и сужению пищевой базы жертвы, и вновь начинается очередной цикл экологического равновесия.
Понятие конфликта в экологическом сознании во многих чертах сходно с общим определением конфликта в юриспруденции, поскольку базой возникновения конфликта и там и там являются противоречия. Носителем противоречия может быть какой-либо объект или процесс, и конфликт возникает при взаимодействии таких объектов или процессов. Очень важным для понимания сущности конфликта является различие позиций взаимодействующих сторон. Обычно понятие конфликта связывают с активной позицией обеих сторон, но в экологическом сознании понятие активности может отражать реальную, например двигательную, активность, подобно соперничеству самцов за обладание самкой во время гона, но и может быть ассоциативно вовлечено в сознание благодаря его свойству переносить на природу особенности человеческого общества или человека, т. е. его антропоморфизм.
Рассматривая проблему конфликта в экологическом сознании, мы должны различать два разных класса явлений. С одной стороны, в экологическом сознании может отражаться реальный конфликт во внешнем мире или сознание может интерпретировать явление как конфликт. С другой стороны, конфликт может возникнуть в самом сознании как результат противоречий понятийного аппарата сознания.
В экологическом сознании могут отражаться следующие противоречия: объективно существующие; кажущиеся, но на самом деле отсутствующие и так называемые перенесенные.
Так, сознание четко оценивает как конфликт между человеком и животным и растительным миром культивирование целинных земель, служивших ранее средой обитания живых объектов. Это очевидный конфликт. Примерами кажущегося противоречия являются отношения рака-отшельника и актинии, сложные взаимоотношения между тлями и муравьями в муравейнике.
Перенесенные противоречия - это очень трудная для анализа и понимания способность сознания определять по каким-то выбранным параметрам отношения сторон как противоречивые, в то время как их истинные противоречия существуют по другим параметрам, которых сознание или не знает, или по каким-либо причинам не хочет или не может принимать.
Фрейдизм подробно исследовал такие перенесенные противоречия, реализующиеся в конфликт. Наглядный пример перенесенного противоречия приведен в эзоповской басне о лисице и винограде - «да, зелен виноград».
Носителями противоречия в экологическом сознании являются природа и человек, природа и природа и человек-человек, а полем, на котором возникает и разрешается конфликт, являются объекты природы.
Следует выделить еще одну характеристику конфликта в экологическом сознании - угол его рассмотрения, позицию наблюдателя, стороны в конфликте и исследователя конфликта. Можно отметить, что в любом случае позиция всегда антропоцентрична, т. е. оценивается с позиций значимости конфликта, способа его разрешения и результатов для человека, который может и не быть участником конфликта.
Таким образом, можно определить понятие конфликта в экологическом сознании как отражение объективных и субъективных противоречий, имеющих значение для человека при его взаимодействии с природой или при оценке проявлений природы вне прямого конфликта с ним и возникшем при этом противоборстве.
Очень важным элементом современного экологического сознания, ставшего основой общественного движения, является привнесение в него противоборства взглядов и мнений, основанных на виртуальных эсхатологических концепциях. Здесь возникает ситуация, в которой часть общества берет на себя функцию активного противоборства со стороны природы с человеком, воздействующим на эту природу. Возникает конфликт экологических сознании, превращающий в ряде случаев конфликт с природой в конфликт социальный.
В этих случаях используется весь арсенал конфликтологии - споры, дебаты, торги, соперничество, контролируемые и иници-руемые стычки и, наконец, косвенное или прямое насилие. Возможно и обратное, перенос на природу элементов социального противостояния, реальная причина которых обычно лежит в таких случаях в особенностях экономических отношений. Мы часто встречаемся с явлением, когда политическое единоборство, этнические и даже конфессиональные противоречия выливаются в конфликт, формальной причиной которого является якобы экологический конфликт.
Вспомним совсем недавнее прошлое, когда борьба американских и европейских поставщиков мяса за рынки сбыта приобрела форму борьбы за экологическую безопасность. Хорошо известны истинные причины борьбы со строительством и эксплуатацией атомных электростанций, иницированной представителями топливной энергетики якобы во имя защиты экологии и экологической безопасности.
Антививисекционные ограничения запрещают применение травматических воздействий на ненаркотизированных животных. Однако, когда проводятся исследования по выяснению механизма травмы, процессов ее развития и т. п., от этих ограничений необходимо отказаться, так как ценность возможных результатов превосходит допустимое зло.
В ряде стран, где обитали животные некоторых видов, близких к исчезновению, например слоны и носороги в Африке, были предприняты очень строгие меры по их охране, в результате которых численность этих животных достигла таких больших размеров, что пришлось пойти на плановое уничтожение, если было невозможно насильственное переселение.
В общем, при рассмотрении понятий биоэтики, которые существуют в обыденном, массовом экологическом сознании, и понятий, принятых большинством научного сообщества, обнаруживается много общих позиций, хотя освобожденное полностью (если это возможно) от антропоморфизма экологическое сознание найдет, что в доминирующих сейчас концепциях романской, вернее западноевропейской цивилизации, а еще больше в славянской, органической частью является идея покровительственного отношения к животным как «братьям нашим меньшим», с которой нельзя не считаться.
С этой точки зрения много интересного внесло изучение содержания и направленности экологического сознания у народов, населяющих постсоветское пространство. Оказалось, что, несмотря на национальные, религиозные и этнографические различия, экологический компонент менталитета этих народов практически одинаков и по ряду позиций отличается от положений и понятий западной биоэтики: эгоистически-растяжимых - в США и гипертрофированно ригидных, во многом ханжеских - в Великобритании.
Возвращаясь к проблеме этики в науке (не путать с этикой носителей науки!), которая, как мы отмечали, не может быть применима к науке, и рискуя вызвать бурный поток негодования и протестов некоторых сторонников экологического движения, мы склонны предложить открытое введение двойного стандарта, т. е. наличие минимальных ограничений в области контролируемых научных исследований и жесткие ограничения в период решения проблем реализации результатов этих исследований. На самом деле так и поступают в реальности, но об этом стыдливо умалчивается.
Заканчивая рассмотрение проблем права, морали, нравственности и этики в экологическом сознании, мы должны еще раз подчеркнуть, что все они определяют и регулируют отношения человека к природе и не могут быть распространены на природу как источник воздействия на человека и на те отношения, которые характеризуют взаимосвязь объектов природы.
Глава 6
КОНФЛИКТ КАК БАЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Если рассматривать все многочисленные определения экологического сознания, приведенные в предыдущих главах, где акцентировалась та или иная сторона этого сознания, та или иная его составляющая, то можно сразу понять, что в этих определениях всегда присутствует одно инвариантное положение: экологическое сознание отражает взаимодействие человека с природой или взаимодействие одних природных процессов или объектов с другими процессами и объектами, в результате которых возникает новое состояние, чаще всего, динамическое равновесие.
В процессе взаимодействия возникает дихотомия двух отношений: отношения конфликта и отношения согласия. Это не антагонистическая дихотомия, так как цель любого конфликта заключается в поисках согласия даже путем ликвидации одной из конфликтующих сторон. Парадоксальность здесь кажущаяся.
Каждый конкретный хищник, встретив живое существо (жертву), стремится его уничтожить. Однако между хищником и жертвой на популяционном экологическом уровне существует саморегулируемое «согласие»: чем больше будет уничтожено жертв, тем уже становится пищевая база хищника, тем больше вероятность гибели от бескормицы, и ситуация становится благоприятной для жертвы, но отсутствие хищников ведет к перенаселению территории и сужению пищевой базы жертвы, и вновь начинается очередной цикл экологического равновесия.
Понятие конфликта в экологическом сознании во многих чертах сходно с общим определением конфликта в юриспруденции, поскольку базой возникновения конфликта и там и там являются противоречия. Носителем противоречия может быть какой-либо объект или процесс, и конфликт возникает при взаимодействии таких объектов или процессов. Очень важным для понимания сущности конфликта является различие позиций взаимодействующих сторон. Обычно понятие конфликта связывают с активной позицией обеих сторон, но в экологическом сознании понятие активности может отражать реальную, например двигательную, активность, подобно соперничеству самцов за обладание самкой во время гона, но и может быть ассоциативно вовлечено в сознание благодаря его свойству переносить на природу особенности человеческого общества или человека, т. е. его антропоморфизм.
Рассматривая проблему конфликта в экологическом сознании, мы должны различать два разных класса явлений. С одной стороны, в экологическом сознании может отражаться реальный конфликт во внешнем мире или сознание может интерпретировать явление как конфликт. С другой стороны, конфликт может возникнуть в самом сознании как результат противоречий понятийного аппарата сознания.
В экологическом сознании могут отражаться следующие противоречия: объективно существующие; кажущиеся, но на самом деле отсутствующие и так называемые перенесенные.
Так, сознание четко оценивает как конфликт между человеком и животным и растительным миром культивирование целинных земель, служивших ранее средой обитания живых объектов. Это очевидный конфликт. Примерами кажущегося противоречия являются отношения рака-отшельника и актинии, сложные взаимоотношения между тлями и муравьями в муравейнике.
Перенесенные противоречия - это очень трудная для анализа и понимания способность сознания определять по каким-то выбранным параметрам отношения сторон как противоречивые, в то время как их истинные противоречия существуют по другим параметрам, которых сознание или не знает, или по каким-либо причинам не хочет или не может принимать.
Фрейдизм подробно исследовал такие перенесенные противоречия, реализующиеся в конфликт. Наглядный пример перенесенного противоречия приведен в эзоповской басне о лисице и винограде - «да, зелен виноград».
Носителями противоречия в экологическом сознании являются природа и человек, природа и природа и человек-человек, а полем, на котором возникает и разрешается конфликт, являются объекты природы.
Следует выделить еще одну характеристику конфликта в экологическом сознании - угол его рассмотрения, позицию наблюдателя, стороны в конфликте и исследователя конфликта. Можно отметить, что в любом случае позиция всегда антропоцентрична, т. е. оценивается с позиций значимости конфликта, способа его разрешения и результатов для человека, который может и не быть участником конфликта.
Таким образом, можно определить понятие конфликта в экологическом сознании как отражение объективных и субъективных противоречий, имеющих значение для человека при его взаимодействии с природой или при оценке проявлений природы вне прямого конфликта с ним и возникшем при этом противоборстве.
Очень важным элементом современного экологического сознания, ставшего основой общественного движения, является привнесение в него противоборства взглядов и мнений, основанных на виртуальных эсхатологических концепциях. Здесь возникает ситуация, в которой часть общества берет на себя функцию активного противоборства со стороны природы с человеком, воздействующим на эту природу. Возникает конфликт экологических сознании, превращающий в ряде случаев конфликт с природой в конфликт социальный.
В этих случаях используется весь арсенал конфликтологии - споры, дебаты, торги, соперничество, контролируемые и иници-руемые стычки и, наконец, косвенное или прямое насилие. Возможно и обратное, перенос на природу элементов социального противостояния, реальная причина которых обычно лежит в таких случаях в особенностях экономических отношений. Мы часто встречаемся с явлением, когда политическое единоборство, этнические и даже конфессиональные противоречия выливаются в конфликт, формальной причиной которого является якобы экологический конфликт.
Вспомним совсем недавнее прошлое, когда борьба американских и европейских поставщиков мяса за рынки сбыта приобрела форму борьбы за экологическую безопасность. Хорошо известны истинные причины борьбы со строительством и эксплуатацией атомных электростанций, иницированной представителями топливной энергетики якобы во имя защиты экологии и экологической безопасности.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях