ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 1
Однако это вызвало значительный экономический спад в результате огромного энергетического дефицита, который сильно сказался на социальном благополучии Армении. Как следствие этого в экологическом сознании жителей Армении возник острый конфликт между стремлением к экологической безопасности, которой якобы угрожала электростанция, и соображениями, связанными со всей сферой потребления, материальным благосостоянием и даже национальной безопасностью Армении. Этот конфликт, как известно, закончился почти полной победой второй тенденции, и было принято решение возобновить работу АЭС. Принятие такого решения стало возможным не только благодаря детальнейшему экономическому расчету, но и потому, что утихла прежняя бурная эмоциональная активность и эмоции опасности уступили место эмоциям социального и материального благополучия.
Любопытна судьба конфликтных ситуаций, происходивших в прошлом. Локальные компоненты, как уже указывалось, не имеют последствий и быстро исчезают из экологического сознания. Иногда при исключительности события память о нем может переформироваться в сказание, легенду, примету, в которых причудливо трансформируется реальная ситуация, существовавшая в прошлом. В главе, посвященной историческим корням экологического сознания, мы приводили примеры такой трансформации. Значительно сложнее обстоит дело с региональными и глобальными конфликтами. Можно напомнить один эпизод из Библии, описывающий переход евреев через Красное море, когда они уходили из Египта.
Следует помнить, что в историческом разрезе понятие «глобальный» имеет различное содержание и могло применяться к племени, популяции, этносу с резко выраженной пассионарностью и очень редко к человечеству в целом. С этих позиций локальное явление - ветер, отогнавший воду и обнаживший дно на одном из участков Красного моря, - стал силой, разрешившей глобальный конфликт в понимании евреев, но региональный или даже локальный - в понимании египтян, а также с позиции историка XX в.
Такие конфликты обычно надолго остаются в памяти пассионарного народа, но она редко отражает суть конфликта в его первоначальном виде. Искажается не только причина, даже та, которая послужила формальным поводом конфликта (так как возможно, что истинные причины могли и не быть осознанными современниками), но и его объем и выраженность, цели и задачи противостоящих участников конфликта и даже характер его разрешения.
Очень часто здесь действует правило, что конфликт человека и природы имеет тенденцию трансформироваться в памяти в конфликт в области межчеловеческих отношений.
Еще одной особенностью конфликта является его персонификация. Тут дело не в тенденции ученых XVIII-XIX вв. представлять историю как историю королей и других государственных деятелей, а в наглядности персонифицированного события.
Конфликт разных подходов к использованию природных богатств, который реализовался как конфликт скотоводов и земледельцев, оседлого населения и кочевников, отразился в различных эпосах, например в русских былинах об Илье Муромце и богатырях, защищавших Русь от кочевников, позднее принявших образ татар. Борьба за обводнение орошаемых земель Персии отразилась в легенде о Фархаде и Ширин. Реализация таких конфликтов показана через призму человеческих эмоций и даже глубоких философских аллегорий и ассоциаций.
В ряде случаев конфликт, возникший на почве экономических и социальных отношений и ситуаций, приобретает внешние черты экологического конфликта. Такая трансформация приводит к тому, что с течением времени конфликтующие стороны полностью теряют представление о причине конфликта и преследуемых целях, которые вытесняются другими - этническими конфессиональными или даже родовыми.
В последнее время в связи с реальностью экологических изменений, возникающих в результате антропогенной деятельности и имеющих глобальное значение, в экологическое сознание прочно вошло понятие о прогнозируемых экологических конфликтах. Именно они формируют антиципирующую, предвосхищающую составляющую экологического сознания. Прогнозируемые экологические конфликты ожидаются как конфликты действий или как конфликты носителей этих действий.
Рассматривая материалы, публикуемые в широкой печати и представленные на всевозможных конференциях, симпозиумах и рабочих совещаниях, можно встретить примеры конфликтов этих двух типов. Примером конфликта действий может быть борьба за пути удовлетворения энергетических потребностей человечества - использование энергии рек, ветра, геотермальной и прямой солнечной энергии, топливной, атомной и термоядерной энергии. Здесь нет конфликта носителей, владелец теплостанции может быть втайне уверенным в преимуществе атомной энергетики, но в конфликте он участвует как представитель топливной энергетики.
Другим примером являются конфликты, связанные с различием подходов к системам землепользования, скажем, предложенным Докучаевым и Вильямсом. Конфликтами действий являются и существующие разногласия по поводу использования в будущей атомной энергетике реакторов различных типов.
Иными словами, поводом для конфликта действий является вопрос о том, какие действия необходимо осуществлять, чтобы достичь искомой цели, т. е. этот конфликт реализуется в сознании.
Конфликт носителей - это конфликт групп населения, каждая из которых, осуществляя действия одного и того же характера, стремится извлечь из них пользу для себя в ущерб другой группе. Такой конфликт может иметь местный, локальный характер, типа спора односельчан о праве собственности на какой-либо участок земли, но может иметь и форму государственной политики, типа территориальных конфликтов между Индией и Пакистаном. Хорошо известен конфликт легальных и нелегальных производителей и распространителей видеопродукции и т. п.
Конфликт носителей вызвала и позиция США на ряде международных экологических конференций, блокировавшая, исходя из концепции «государственного эгоизма», принятие многих важных решений.
Последние примеры делают понятной третью характеристику конфликта - структурную, т. е. определение того, между какими системами, структурами возник конфликт. В экологическом сознании эта характеристика обычно отражает отношения «я» и «мы» с объектами и явлениями природы. При этом допустимо очень широкое толкование «мы» - это могут быть семья, общество, государство, человечество в целом. Однако чаще понятие «я» означает единственного представителя конфликтующей стороны - индивида или государства, а «мы» означает наличие союзников, разделяющих взгляды конфликтующей стороны, наличие некоторой временной социальной общности, выступающей как единый участник конфликта.
Возможно также, что содержание конфликта «я» с природой будет полностью или частично противоположно содержанию конфликта «мы» с природой, т. е. проявятся различия эгоистических и общественных интересов.
В обыденном сознании структурные характеристики обычно проявляются в виде интереса: личного, общественного, национального, государственного или в виде профессионального интереса. Столкновение интересов рассматривается как базовый элемент конфликтологии. Носителем интереса может быть личность или любая общественная структура.
Характерной чертой конфликта в экологическом сознании, отражающей ситуацию сегодняшнего положения дел, является постоянное увеличение роли и значения государственных интересов в решении экологических проблем. Это порождает вторичные конфликты между носителями интересов и, в первую очередь, между государством и личностью, государством и этносом и между государствами.
Особенность государственных интересов, отраженных в экологическом сознании, заключается в их резкой агрессивности, стремлении разрешить конфликт подавлением противостоящей стороны, а не путем поиска компромисса. Скорее всего, это связано с тем, что экологические проблемы, как правило, возникают в области владения и распределения ресурсов. Конечно, это не исключает и наличия других конфликтующих интересов, определяющих отношение человека к природе.
Довольно много исследований посвящено проблеме мотивов, лежащих в основе возникновения конфликта. С.Л.Рубинштейн определил мотивацию как «опосредованную процессом ее отражения детерминацию поведения человека миром». Мы не будем рассматривать сложную проблему детерминации мотивов как физическим, так и общественным бытием. Отметим лишь особенность экологического сознания: мотивы конфликта могут отразить внутренний мир человека, т. е. начальным толчком для формирования конфликта может быть та или иная потребность, не только материальная, но и духовная, например потребность в самореализации, потребность в защите каких-то идеалов, убеждений и т.
Любопытна судьба конфликтных ситуаций, происходивших в прошлом. Локальные компоненты, как уже указывалось, не имеют последствий и быстро исчезают из экологического сознания. Иногда при исключительности события память о нем может переформироваться в сказание, легенду, примету, в которых причудливо трансформируется реальная ситуация, существовавшая в прошлом. В главе, посвященной историческим корням экологического сознания, мы приводили примеры такой трансформации. Значительно сложнее обстоит дело с региональными и глобальными конфликтами. Можно напомнить один эпизод из Библии, описывающий переход евреев через Красное море, когда они уходили из Египта.
Следует помнить, что в историческом разрезе понятие «глобальный» имеет различное содержание и могло применяться к племени, популяции, этносу с резко выраженной пассионарностью и очень редко к человечеству в целом. С этих позиций локальное явление - ветер, отогнавший воду и обнаживший дно на одном из участков Красного моря, - стал силой, разрешившей глобальный конфликт в понимании евреев, но региональный или даже локальный - в понимании египтян, а также с позиции историка XX в.
Такие конфликты обычно надолго остаются в памяти пассионарного народа, но она редко отражает суть конфликта в его первоначальном виде. Искажается не только причина, даже та, которая послужила формальным поводом конфликта (так как возможно, что истинные причины могли и не быть осознанными современниками), но и его объем и выраженность, цели и задачи противостоящих участников конфликта и даже характер его разрешения.
Очень часто здесь действует правило, что конфликт человека и природы имеет тенденцию трансформироваться в памяти в конфликт в области межчеловеческих отношений.
Еще одной особенностью конфликта является его персонификация. Тут дело не в тенденции ученых XVIII-XIX вв. представлять историю как историю королей и других государственных деятелей, а в наглядности персонифицированного события.
Конфликт разных подходов к использованию природных богатств, который реализовался как конфликт скотоводов и земледельцев, оседлого населения и кочевников, отразился в различных эпосах, например в русских былинах об Илье Муромце и богатырях, защищавших Русь от кочевников, позднее принявших образ татар. Борьба за обводнение орошаемых земель Персии отразилась в легенде о Фархаде и Ширин. Реализация таких конфликтов показана через призму человеческих эмоций и даже глубоких философских аллегорий и ассоциаций.
В ряде случаев конфликт, возникший на почве экономических и социальных отношений и ситуаций, приобретает внешние черты экологического конфликта. Такая трансформация приводит к тому, что с течением времени конфликтующие стороны полностью теряют представление о причине конфликта и преследуемых целях, которые вытесняются другими - этническими конфессиональными или даже родовыми.
В последнее время в связи с реальностью экологических изменений, возникающих в результате антропогенной деятельности и имеющих глобальное значение, в экологическое сознание прочно вошло понятие о прогнозируемых экологических конфликтах. Именно они формируют антиципирующую, предвосхищающую составляющую экологического сознания. Прогнозируемые экологические конфликты ожидаются как конфликты действий или как конфликты носителей этих действий.
Рассматривая материалы, публикуемые в широкой печати и представленные на всевозможных конференциях, симпозиумах и рабочих совещаниях, можно встретить примеры конфликтов этих двух типов. Примером конфликта действий может быть борьба за пути удовлетворения энергетических потребностей человечества - использование энергии рек, ветра, геотермальной и прямой солнечной энергии, топливной, атомной и термоядерной энергии. Здесь нет конфликта носителей, владелец теплостанции может быть втайне уверенным в преимуществе атомной энергетики, но в конфликте он участвует как представитель топливной энергетики.
Другим примером являются конфликты, связанные с различием подходов к системам землепользования, скажем, предложенным Докучаевым и Вильямсом. Конфликтами действий являются и существующие разногласия по поводу использования в будущей атомной энергетике реакторов различных типов.
Иными словами, поводом для конфликта действий является вопрос о том, какие действия необходимо осуществлять, чтобы достичь искомой цели, т. е. этот конфликт реализуется в сознании.
Конфликт носителей - это конфликт групп населения, каждая из которых, осуществляя действия одного и того же характера, стремится извлечь из них пользу для себя в ущерб другой группе. Такой конфликт может иметь местный, локальный характер, типа спора односельчан о праве собственности на какой-либо участок земли, но может иметь и форму государственной политики, типа территориальных конфликтов между Индией и Пакистаном. Хорошо известен конфликт легальных и нелегальных производителей и распространителей видеопродукции и т. п.
Конфликт носителей вызвала и позиция США на ряде международных экологических конференций, блокировавшая, исходя из концепции «государственного эгоизма», принятие многих важных решений.
Последние примеры делают понятной третью характеристику конфликта - структурную, т. е. определение того, между какими системами, структурами возник конфликт. В экологическом сознании эта характеристика обычно отражает отношения «я» и «мы» с объектами и явлениями природы. При этом допустимо очень широкое толкование «мы» - это могут быть семья, общество, государство, человечество в целом. Однако чаще понятие «я» означает единственного представителя конфликтующей стороны - индивида или государства, а «мы» означает наличие союзников, разделяющих взгляды конфликтующей стороны, наличие некоторой временной социальной общности, выступающей как единый участник конфликта.
Возможно также, что содержание конфликта «я» с природой будет полностью или частично противоположно содержанию конфликта «мы» с природой, т. е. проявятся различия эгоистических и общественных интересов.
В обыденном сознании структурные характеристики обычно проявляются в виде интереса: личного, общественного, национального, государственного или в виде профессионального интереса. Столкновение интересов рассматривается как базовый элемент конфликтологии. Носителем интереса может быть личность или любая общественная структура.
Характерной чертой конфликта в экологическом сознании, отражающей ситуацию сегодняшнего положения дел, является постоянное увеличение роли и значения государственных интересов в решении экологических проблем. Это порождает вторичные конфликты между носителями интересов и, в первую очередь, между государством и личностью, государством и этносом и между государствами.
Особенность государственных интересов, отраженных в экологическом сознании, заключается в их резкой агрессивности, стремлении разрешить конфликт подавлением противостоящей стороны, а не путем поиска компромисса. Скорее всего, это связано с тем, что экологические проблемы, как правило, возникают в области владения и распределения ресурсов. Конечно, это не исключает и наличия других конфликтующих интересов, определяющих отношение человека к природе.
Довольно много исследований посвящено проблеме мотивов, лежащих в основе возникновения конфликта. С.Л.Рубинштейн определил мотивацию как «опосредованную процессом ее отражения детерминацию поведения человека миром». Мы не будем рассматривать сложную проблему детерминации мотивов как физическим, так и общественным бытием. Отметим лишь особенность экологического сознания: мотивы конфликта могут отразить внутренний мир человека, т. е. начальным толчком для формирования конфликта может быть та или иная потребность, не только материальная, но и духовная, например потребность в самореализации, потребность в защите каких-то идеалов, убеждений и т.
Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях