mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА

Полная компенсация всех источников ущерба от производства и эксплуатации должна очень существенно повысить стоимость автомобиля и владения им.
Поскольку экологическое налогообложение касается не только производителей, но и покупателей, полная реализация платности природопользования в условиях открытой экономики неизбежно ведет к увеличению расхождения между ценами и покупательной способностью. Вследствие этого должно происходить вытеснение с рынка наиболее природоемких товаров и услуг.
Отказ от диктата предложения в экономике - одно из наиболее острых нарушений экономической традиции. Дело в том, что в долгосрочный период определяющим для экономического роста является не совокупный спрос, не совокупная потребность, а совокупное предложение. Экономическая история XX века знает немало примеров, когда наглый напор предложения стимулировал первоначально слабый спрос, обеспечивал быстрый рост капитала и приводил к образованию устойчивой потребности. К сожалению, часто это касалось и касается противоестественных, антиэкологических стимулов потребления, дававших наибольшую прибыль, - оружия, наркотиков, алкоголя, лекарств. Но, по сути, практически любое превалирование предложения над спросом антиэкологично в той мере, в какой не контролируется экологическими требованиями к производству и к сохранению здоровья и жизни людей. Это как раз тот случай, когда «экономический прогресс* отнюдь не приводит к повышению благосостояния. Вот почему экологизация экономики требует полного отказа от искусственного провоцирования новых потребностей и строгого согласования предложения со спросом под экологическим и медико-биологическим контролем. Тяга людей к новизне должна удовлетворяться творчеством самих людей, а не интересами наживы. Контроль и ограничение свободы маркетинга направляется на то, чтобы исключить вредные последствия навязчивой рекламы сомнительных вторичных средств потребления и избыточных ассортиментов товаров и услуг. Диктату предложения следует также противопоставить высокую потребительскую культуру людей.
Об изменении структуры потребностей. Одна из труднейших проблем социальной экологии, затрагивающая сам базис экономики и имеющая непосредственное отношение к ее экологизации, - это изменение структуры и стереотипа потребностей людей. Безграничность и неутолимость материальных потребностей очень трудно преодолеть. Но к этому необходимо стремиться, иначе экологизация экономики будет не только мучительной, но и невозможной. Необходим отказ масс людей от части наиболее факультативных потребностей, обеспечение которых, начиная с производства, обладает высокой природоемкостью.
Некоторые авторы видят выход в добровольном отказе от излишеств, в подобии потребительского аскетизма, в принятии принципа «добровольной простоты». Этот принцип вряд ли может быть понят и принят в обществе подневольной нищеты, но там, где реализованы возможности богатого выбора и хорошо поставлено экологическое воспитание и просвещение, он может иметь некоторое значение. Все же в большинстве случаев ограничение потребностей связано не столько с внутренними независимыми побуждениями людей и с пропагандой, сколько с экономическими обстоятельствами. Так, например, для 56% опрошенных жителей США, отказавшихся от курения, главным исходным мотивом была высокая стоимость медицинского обслуживания.
Наиболее трудно преодолимы стереотипы престижного потребления, сходные с «мания»-структурами. Как ни парадоксально, но самые вредные для человека привычки - курение, алкоголь, наркотики - по характеру исходных продуктов вполне экологичны и дешевы. Было подсчитано, что энергетико-технологические затраты на производство одного грамма белка свинины в 75 раз больше, чем на производство одного грамма героина.
Наименее благоприятные для состояния окружающей среды индивидуальные потребности связаны с личным автомобилем. Для поколения рекламофагов престиж обладания новым легковым автомобилем и мелькание информации при вождении часто намного важнее потребности в перемещении. Это показали, в частности, результаты анкетирования владельцев автомобилей в крупных городах Италии и Франции, где коэффициенты использования, мотивы поездок и статистика предпочтений между личным и общественным транспортом не позволяют квалифицировать эксплуатацию значительной части легковых автомобилей как функционально необходимую. Другими словами, значительная часть расхода ресурсов, работы разных отраслей промышленности и сервиса, добычи и переработки нефти, затрат на маркетинг и в то же время значительная часть загрязнения среды и ущерба здоровью людей - всего, что связано с производством и эксплуатацией автомобилей, идет на удовлетворение плохо мотивированной прихоти.
В производство автомобилей вовлечена почти 1/4 часть всего промышленного потенциала развитых стран мира, почти все отрасли промышленности. Создание 1-тонного автомобиля сопровождается образованием во всех обеспечивающих производствах от 15 до 18 т твердых и 7-8 т жидких отходов. Для обеспечения эксплуатации автомобилей отчуждается земля под автострады, гаражи, стоянки, ремонтные базы, развивается инфраструктура автосервиса. Большие города задыхаются от автомобилей. В то же время легковой автомобиль как транспортное средство из всех наземных средств передвижения обладает самой низкой экономической эффективностью. Несомненно, что в сфере индивидуального пользования он относится ко вторичным потребностям. Особенно в эпоху радиотелефонов, модемных связей и Интернета. Если еще учесть потенциал риска для здоровья и жизни людей, заключенный в каждом автомобиле, то, что ежегодно в автомобильных авариях погибают и калечатся сотни тысяч людей, то очевидной становится непомерная цена сверхавтомобилизации. Современная экология должна объявить автомобиль XX века объектом «нон грата».
Однако наивно полагать, что это обвинение и признание указанных фактов может противостоять укоренившемуся представлению об автомобиле как об одном из главных слагаемых личного благосостояния и поколебать спрос на автомобили. В данном случае нужны другие механизмы и смена стереотипов технической психологии. Выше показано, какое участие в этом может принять новая система ценообразования.
Наконец, еще об одной специфической потребности - об оружии. Никто не знает подлинных масштабов потребности в личном оружии, так как у большинства людей она скрыта за нравственными и правовыми запретами и может проявиться только после того, как оружие оказалось у человека в руках. Сколько бы ни было уверений, что это вынужденная потребность, какая-то часть вооруженных людей оказывается в сетях самой страшной «мания»-структуры», когда жажда угрозы оружием и применения оружия оправдывается любыми соображениями - от откровенно-бандитских до лицемерно-патриотических. Кровавые трагедии в разных странах, в том числе и в России, подтверждают это. Влечение к оружию в значительной мере определяет патологические проявления вьетнамско-афганско-югославско-чеченского синдрома.
В сетях этой же «мания»-структуры оказываются и целые государства. Она страшна своей мощной положительной обратной связью: производство оружия все время подхлестывает потребность в нем и поддерживает трагическую иллюзию нужности у людей, которые его производят. Нет ни одной отрасли экономики, которая была бы настолько антиэкологична. Монстр ВПК СССР поглотил большую часть материальных и интеллектуальных богатств великой страны, накопил несметные горы концентрированной смерти и изуродовал своими полигонами, своими «иглами», «колесами» и «порошками» офомные пространства России и сопредельных стран. Подобно тому, как наркоман, даже при четком осознании последующего вреда не может преодолеть свое пристрастие, оказываясь в роковой физической зависимости от наркотика, так и ВПК, оказавшись перед бессмысленностью наращивания вооружений, аморальностью наводнения мира оружием, перед ненужностью ракет, пороха, сапог и генералов, испытывает состояние «ломки» и с помощью «новой обронительной доктрины» выискивает возможность раздобыть «дозу»... Милитаризация и экологизация экономики абсолютно антагонистичны и взаимоисключающи. Отказ от потребности в оружии может быть достигнут только в результате преодоления инстинкта убийства себе подобных и осознания гибельности производства и применения оружия для всех.






ГЛАВА X. Экологизация производства







Проработав эту главу, вы должны уметь:
1. Охарактеризовать основные направления экологизации промышленного производства, энергетики, сельского хозяйства и транспорта.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz