mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ч. видов живого, экосистем), имеющих истори¬ческое, хозяйственное или эстетическое значение* По назначеншо и функцио¬нальной роли различаются Т.п. о.: заповедно-эталонная, которая предназначена в основном для научных целей, сохранения информации о не¬тронутой природе, слежения за общим состоянием природной среды планеты, т.е. для мониторинга, поддержания эко¬логического равновесия ъ исключитель¬но уязвимых местах, имеющих ключе¬вое значение в сохранении природы крупныхрегионов; средообразую-щая или средозащитная, глав¬ным образом предназначенная для кос¬венной эксплуатации всех природных ресурсов п комплексе (сюда относятся зеленые зоны вокруг населенных пунк¬тов, курортные зоны, северное клима-тозащитное редколесье, природные и национальные парки, ландшафтные ле¬сопарки! парки вокруг исторических зданий и т. д,); ресурсозащитная, на которой в условиях частичной охра¬ны природных комплексов от хозяй¬ственного вмешательства достигается развитие, относительно полное со¬хранение или воспроизводство одного или нескольких видов природных ре¬сурсов (к этой категории относятся заказники, лесо-охотннчьн и заповед¬но-охотничьи хозяйства, склонозащит-ные, поле-почвозащитные, водоохран¬ные, рыбоохранные и другие леса, а также иная растительность); объек-тозащнтная, способствующая сохра¬нению ценных инженерно-архитектур¬ных и других искусственных объектов (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог, у мостов и т, il).
ТЕСТ [анг test испытание, иссле¬дование] — стандартизированное зада¬ние, результат выполнения которого позволяет оценить психофизиологичес-
кие и личностные данные, а также из¬мерить уровень знаний, умении» и на¬выков испытуемого. Т-а диффе-ренцированность — 1) критерий качества ТФ1 отражающий его самосто¬ятельность, уникальность, целенаправ¬ленность на измерение конкретных ка-чести личности; 2) несхожесть резуль¬татов данного Т. с результатами других методик> направленных на оценку за¬ведомо иных качеств (функций). Опре¬деляется установлением корреляции между показателями Т. и показателя¬ми других методик: чем меньше кор¬реляция* тем выше дифференцирован-ность* Т, считается достаточно диффе¬ренцирующим при psO.5.
ТЕХНИКА [гр. techne искусство, мастерство] — совокупность средств че¬ловеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производ¬ства и обслуживания непроизводствен¬ных потребностей общества,
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЙТИКА -научная дисциплина, изучающая соци¬ально-культурные, технические и эсте¬тические проблемы формирования гар¬моничной предметной среды» создава¬емой для жизни и деятельности человека средствами промышленного производства,
ТЕХНОГЕНЙЗ [гр. techne искусст¬во, мастерство + genesis происхожде¬ние] — процесс изменения природных комплексов под воздействием производ¬ственной деятельности человека. Заклю¬чается в преобразовании биосферы t вы¬зываемом совокупностью геохимичес¬ких процессов, связанных с технической и технологической деятельностью лю¬дей по извлечению из окружающей ере-ды, концентрации и перегруппировке химических элементов, их минеральных и органических соединений.
техногенные фАкторы -
элементы техногенных форм роэдей-ствия человека на природные компо¬ненты; обуславливают возникновение и развитие явлений техногенеза.
ТЕХНОГЕННЫЕ ЭКОСИСТЙ-МЫ — значительно измененные или
149
возникшие под влиянием техногенных факторов природные, а также культур¬ные экосистемы.
ТЕХНОГЕННЫЙ ФОН ЮЛУ* ЧЙНИЯ — естественный фон излуче¬ния, измененный и результате деятель¬ности людей.
ТЕХНОПОЛИС — тип городского поселения, включающего научно-иссле¬довательские центры и предприятия передовых наукоемких отраслей про¬мышленности.
ТЕХНОСФЕРА — 1) часть биосфе¬ры* коренным образом преобразован¬ная человеком в технические и техно¬генные объекты; 2) часть биосферы, преобразованная людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилуч¬шего соответствия социально-эконо¬мическим потребностям человечества; 3) практически замкнутая регионально-глобальная будущая технологическая система утилизации н реутилизации во¬влекаемых и хозяйственный оборот природных ресурсов, рассчитанная на изоляцию произаодстиенных циклов от природного обмена веществ и потока энергии.
ТОКСИКАНТЫ [гр. toxibn яд] — химические вещества, ядовитые для живых организмов, К числу Т\\ отно¬сятся многие поступающие п приро¬дную среду загрязнители, пестициды.
ТОКСИКОЛбГИЯ [rp. toxikon яд + logos учение] — раздел медицины, изучающий свойства и механизм дей¬ствия ядов на организм, разрабатыва¬ющий мерьс и средства лечения и пред¬отвращения отравлений. Т. авиаци¬онная — раздел Т. й авиационной медицины, изучающий шшянне ток¬сических веществ, встречающихся в практике авиации, на летный состав, пассажиров и наземный персонал, для обоснования и проведения профилак¬тических мероприятий. Т. космичес¬кая — раздел Т., изучающий влияние на организм вредных химических ве¬ществ, загрязняющих атмосферу кабин пилотируемых космических объектов,
и разрабатывающий соответствующие гигиенические нормативы и профилак¬тические мероприятия.
ТОКСИНЫ [гр, toxikon яд] — ядо¬витые вещества, образуемые некоторы¬ми микроорганизмами, растениями и животными. По химической приреще — полилептиды и белки. Иногда тармнй *Т> распространяется и на ядовитые вещества небелкопой природы. Обла¬дают антигенными свойствами. Наибо¬лее изучены микробные Т., среда ко¬торых различают экзо- и эндотоксины. Экзотоксины (простые белки) об¬разуются грамположителънымн пато¬генными бактериями и выделяются и окружаюшую среду во время их роста» а также некоторыми грамотрицатель-иыми бактериями (эти Т. выделяются лишь после гибели и разрушения бак¬териальных клеток). Вызывают столб¬няк, ботулизм, дифтерию и другие за¬болевания* Эндотоксины (сложные белки — комплексы липополисахари-дои с белками) находится в наружных слоях клеточных стенок всех патоген¬ных грамотрицателъных бактерий. К важнейшим эндотоксинам относятся Т., выделяемые возбудителями брюш¬ного тифа* паратифов, дизентерии и др. Действие токсинов на организм различ¬но: нейротоксины блокируют передачу неявных импульсов; цитотоксинм раз* рушагот клеточные мембраны; Т\\-ип-гибиторы нарушают процессы обмена веществ; Т.-ферменты разрушают важ¬нейшие биохимические соединении организма* Из Т. получают неядови¬тые анатоксины, сохраняющие гшти-генные свойства и применяемые для выработки иммунитета к Т,
ТОКСИЧНОСТЬ [гр. toxikon яд] — ядовитость, способность некото¬рых химических элементов соедине¬ний и биогенных вещести оказывать йредное действие на организмы — че¬ловека, животных, растения, грибы, микроорганизмы.
ТОКСЙБНОСТЬ — степень за¬грязнения водоема или его части ток¬сическими (ядовитыми) нещестоамн.
150
ТОЛЕРАНТНОСТЬ [лат, toleran-tia терпение] — I) экол. способность ор¬ганизмов выносить отклонения факто-рои среды от оптимальных для них; 2) Л1 ТОРМОЖЕНИЕ — нервный про¬цесс, выражающийся в задержке воз¬буждения и отпет на раздражение или в снижении интенсивности уже возни¬кшего в коре голонлого мозга возбуж¬дения. Т, вместе с возбуждением обес¬печивает нормальную делтельность всех органов, тканей и организма в целом. Тт защищает ткани и органы (напр., центральную нервную систему) от пе¬ревозбуждения, дает им «отдых».
ТОЧКА ПАСТЙРА — уропень со¬держания кислорода в атмосфере Зем¬ли, составляющий 1% от современно¬го, когда стала возможной анаэробная жизнь. По геохронологической шкале датируется архейской эрой.
трАвма акустическая -
повреждение органа слуха звуками чреа-меркой силы или продолжительности, сражающееся в нарушении структуры и функции слуховой системы.
ТРЕНАЖЁР [англ. train трениро¬ваться] — техническое средство про¬фессиональной подготовки человека-оператора, реализующее физическую и (ил и) функциональную модель систе¬мы «человек-^мйщина* н ее взаимодей¬ствие с предметом труда н внешней средой, обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обуча¬емого и предназначенное для форми¬рования и совершенствования у него профессиональных навыков и умений.
ТРЕНИРОВКА АУТОГЕННАЯ [гр« autos сам + genos род; происхож-
дение] — психотерапевтический метод лечения с помощью специальных уп¬ражнений, обучающий пациентоь мы¬шечной релаксации — умению рас¬слабляться, самовнушению» развитию концентрации внимании и силы пред¬ставления, умению контролировать не¬произвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для субъекта деятельности.

Hosted by uCoz