mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Полагаем, что посредством «текстов культуры» и содержащихся в них ценностей осуществляется мировоззренческое, культурологическое осмысление совокупности всего, достигнутого человечеством в ходе истории, выраженного в синтезе созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений личности к природе, обществу, самой себе, становящихся результатом ее связи с Родиной и Миром и утверждения в них.


Подводя итоги нашего исследования, утверждаем, что в концепциях культурной политики разных стран проблемы нивелирования культурных различий и «омассовления» культуры, сохранения этнокультурного многообразия и преодоления кризиса этнокультурной идентичности, формирование нового типа идентичности в Интернет-пространстве и нового общедоступного символического ряда и т.д. должны решаться, исходя из стратегических интересов и ценностно-идеологических приоритетов государства и институтов гражданского общества, посредством разработки нормативно-правовых документов разного уровня.


Признание прав человека на сохранение и развитие своей культуры, актуализированное на специальном заседании Госсовета Президентом РФ В.В. Путиным, поддержание этнокультурных автономий свидетельствуют о проведении в России политики «многокультурной державы», основанной на принципах культурного плюрализма, что впрочем, не исключает иных форм поддержки, прежде всего, финансово-экономической и информационной, как со стороны государства, так и общественных структур и бизнеса. Таким образом, одним из ключевых аспектов экологии культуры (в частности, экологии культуры России) является экология информационного пространства, предполагающая сохранение разнообразия национально-культурных традиций, по-прежнему играющих ключевую, объединяющую роль в формировании уникального, самобытного ландшафта, проецирование принципов этнополитического согласия, антропологических ценностей в процессе создания и расширения поликультурного и многоконфессионального государства и мира.


Не отрицая негативных тенденций, отмечаемых в мире, подвергнутом глобализации, к позитивным ее явлениям отнесем все возрастающее внимание к проблемам экологии культуры: как в национальном, так и в мировом масштабе, - что обусловлено деструктивными, антигуманистическими процессами в политической, военной, информационной, экономической, технологической, экологической, социальной и культурной сферах. Речь идет о глобализации политического, экономического, идеологического, технологического, экологического, социокультурного характера, пути моделирования которой видятся нам:
- на национальном уровне: в обеспечении преемственности национальных традиций и культурной самобытности, в поисках и внедрении способов модернизации культуры как технологий жизнедеятельности, на основе творческого заимствования прошлого опыта развития человечества. Важнейшую роль в этом процессе играют аксиология, отражающая систему культурных ценностей, и общность народа, наука и практика, раскрывающие пути и технологии прогрессивного роста;
- на международном уровне: в формировании новой философии жизни и мировой культуры, основанной на общечеловеческих ценностях, на синтезе культурных ценностей Запада и Востока, ориентированной на гармонизацию культур и интересов разных народов на базе универсальных принципов и ценностей демократии, отвечающих общим интересам человечества.


В контексте вышеизложенного, экология культуры в глобализирующемся мире, как постоянная, вневременная категория, призвана, по нашему убеждению, привести к развитию национальных культур, к формированию людей высокой культуры производства, коммуникаций и управления, к устойчивым технологиям жизнедеятельности, к утверждению культуры мира и гендерного равноправия, к повышению уровня социальной ответственности и политической культуры людей, к совершенствованию культуры потребления и распределительных отношений, к сохранению культурного разнообразия и самобытности народов, к обеспечению экологической и правовой безопасности в мире.


В русле осуществленного нами анализа экология культуры в ситуации глобализации предстает как матрица формирования человека и мира, способствующая переходу в ноосферу и преодолению деструктивных, антигуманистических процессов в политической, военной, информационной, экономической, технологической, экологической, социальной и культурной сферах человеческой деятельности; как открытая полифункциональная система, ориентированная на преодоление кризисных ситуаций посредством базового ценностно-нормативного потенциала традиционных антропологических констант как национального, так и планетарного культурного ландшафта, реконструкция, сохранение и популяризация которых обусловливает достижение гармонии бытия человека, природы и общества.






















Список использованной литературы





1. Абдусаламов, Ш. Обратные связи / Ш. Абдусаламов // О Тарковском / Сост., авт. предисл. М.А. Тарковская. – М.: Прогресс, 1989. – 400с., ил. – С. 268-301.




2. Абрамов, Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным / Э.А. Абрамов // Экология и жизнь. – 1998. - № 3. – С. 17-18.




3. Агаджанян, Н.А. Экология человека: Избранные лекции / Н.А. Агаджанян, Ю.П. Гичев, В.И. Торшин. – Новосибирск, 1997. – 355 с.




4. Александер, Л. Тайны и таинства Андрея Тарковского / Л. Александер // О Тарковском / Сост., авт. предисл. М.А. Тарковская. – М.: Прогресс, 1989. – 400с., ил. – С. 302-320.




6. Алексеев, В.П. Очерки экологии человека / В.П. Алексеев. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. – 233 с.




7. Антология современной литературы Белгородчины. – Белгород, 1993.




8. Антонян, Ю.М. Миф и вечность / Ю.М. Антонян. – М.: Логос, 2001. – 464 с.




9. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А.И. Арнольдов. – М., 1993.




10. Арнольдов, А.И. Грядущая цивилизация: Духовно-нравственное и социальное здоровье человека / А.И.Арнольдов // Московский государственный университет культуры и искусств: 70 лет: Сборник статей. – М.: МГУКИ, 2000. - С.144-152.




11. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. – С. 188-202.




12. Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х т. - М., 1865-1869 (Репринт. переизд.: М., 1994).




13. Ахутин, А.В. Понятие «природа» в античности / А.В. Ахутин. – М., 1988. – 244 с.




14. Бахарев, В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума / В.В. Бахарев. – Ульяновск: УлГУ, 1999. – 447 с.




15. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. – М., 1986. – С. 101-117.




16. Бганба, В.Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения / В.Р. Бганба. – М., 1993. – 312 с.




17. Бейтсон, Г. Экология разума / Г. Бейтсон. – М.: Смысл, 2000. – 476 с.




18. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. – М., 1993.




19. Бергман, С. Дух, освобождающий природу / Пер. с нем. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1999. – 538 с.




20. Бердяев, Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. – 1989. - № 2. – С. 143-163.




21. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М., 1993.




22. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. – М.: Республика, 1994. – 480 с. – (Мыслители ХХ века).




23. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. – М., 1994.




24. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Владос, 1998. – 325 с.




25. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) / В.С. Библер. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. – 278 с.




26. Билль о правах человека и природы. – М.: Ин-т востоковедения РАН, 1997. – 200 с.




27. Биоэтика: принципы, правила, проблемы.

Hosted by uCoz