mguine.narod.ru


Экология, экологическая безопасность и борьба за первозданность природы.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЧАСТЬ 3


Для лиц с высоким уровнем пластичности более характерны такие типы межличностных отношений, как независимо-доминирующий, прямолинейно-агрессивный, недоверчиво-скептический, покорно-застенчивый и ответственно-великодушный. Выбор типа отношений зависит от интенсивности эмоциональной окраски межличностного взаимодействия. Первый, второй и третий типы характеризуются преобладанием неконформных тенденций, склонностью к конфликтам, независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к доминированию и лидерству. Но у этих лиц также могут наблюдаться и противоположные тенденции - конформные и гиперсоциальные установки. Лица с высоким уровнем пластичности способны подчинять свои личные амбиции групповым целям и задачам.
Для лиц с низким уровнем пластичности характерны три типа межличностных отношений: прямолинейно-агрессивный, покорно-застенчивый и зависимо-послушный, что характеризует стиль межличностного взаимодействия как уступчивый, пассивный и исполнительный с упорством в достижении цели.
У лиц со средним уровнем пластичности реалистическая база суждений и поступков, скептицизм и неконформность сочетаются с независимостью в общении и расширением зоны «Я».
Выраженная гиперсоциальность у этих лиц отражает социальные механизмы реализации собственных побуждений и притязаний, используемые для внедрения своих убеждений в социальную группу. В картине межличностного взаимодействия проявляются противоречивые тенденции сочетания завышенной самооценки и ориентации на мнение окружающих. Обычно это противоречие разрешается в результате внутренней перестройки, направленной на рассудочное соответствие социальным нормам поведения.
Вообще можно сказать, что в межличностном взаимодействии при экстремальных факторах сочетание противоположных тенденций, по-видимому, является правилом. Так, у лиц с высоким уровнем пластичности независимость суждений, склонность к соперничеству, стремление выделиться на фоне других сочетаются со способностью охотно выполнять чужие обязанности во имя высоких целей, конформизмом в отношениях с лицами с гиперсоциальными установками, отказом от личного во имя общественного.
Рассматривая особенности межличностных отношений на примере людей с разным уровнем пластичности, мы пытались описать типичный спектр этих отношений. Конечно, на них большое влияние оказывают и такие факторы, как структура коллектива, его целевая направленность, теснота связей, авторитет лидера или лидирующей группы и т. п.
Реакция адекватного ответа коллектива заключается прежде всего в выработке нового плана поведения, необходимого для достижения конечной цели с учетом измененных условий деятельности, при этом может на какое-то время происходить переформулировка промежуточных или даже конечных целей.
В то же время происходит усиление роли лидера, более строгое поддержание иерархии отношений. Усиление связей внутри коллектива приводит к увеличению круга общественных интересов, повышается чувство ответственности не только за свою работу, но и за деятельность других членов коллектива. Мотивы личного плана отходят на второе место, резко возрастает роль общественных мотивов, особенно связанных со структурой мировоззрения и идеалов, которые внешне могут быть сформулированы в виде каких-либо конкретных, «приземленных» мотивов. При реакциях тревоги одним из наиболее выраженных признаков является ослабление связей внутри коллектива или замена этих связей другими, направленными не на выполнение общественных целей, а на индивидуальное самосохранение, которое может иметь видимость и коллективных действий.
Самым ранним признаком ослабления связей является временная несогласованность действий, которая затем дополняется увеличением числа ошибок в информационном обмене и повышением эмоциональной реактивности членов коллектива.
Авторитет лидера, его влияние несколько снижается, к количественным ошибкам могут добавиться и качественные, однако при реакции тревоги слабой степени они еще могут контролироваться и корректироваться как внутри коллектива, так и благодаря указаниям извне.
При более выраженных состояниях тревоги появляется персонификация конфликта, когда ответственность за неудачу, ранее разделяемую добровольно всеми членами коллектива, коллектив или его часть возлагает на какое-либо лицо или группу.
Коллектив разделяется на конфликтующие группы, работающие по разным планам. Действия по достижению конечной цели сокращаются, коллектив ориентируется лишь на выполнение ближайших задач, которые направлены на уход от действия экстремального фактора. Конфликты в коллективе учащаются и становятся более резкими и бескомпромиссными. Мотивы соревнования исчезают, в организации поведения доминирующими становятся или стереотипы, или подражательная деятельность. В конечном счете происходит полный распад коллектива, утрата им конечной цели, которая ранее была объединяющим фактором.
Заканчивая эту главу, следует остановиться на одной особенности, характеризующей действия экстремальных факторов на организм человека. Эта особенность связана с тем, что практически все описываемые изменения психических функций, определяемые как в модельном эксперименте, так и в натурных, естественных условиях, касаются людей или коллективов, которые впервые столкнулись с действием природного фактора, характеристики которого определяются как экстремальные, т. е. тех контингентов, у которых еще не развились процессы адаптации. Для адаптированных групп эти различия в психических процессах исчезают. Если взять статистически корректные выборки жителей Москвы, Термеза или Надыма, то мы не найдем значимых различий в их психике, хотя они могут существовать в их физиологическом статусе, обусловленном особенностями адаптации, в межличностном взаимодействии и уровне устойчивости, т. е. имеются различия в элементах психологической системы, позволяющие оптимальным образом взаимодействовать с экстремальным фактором. Иными словами, если мы опишем психические процессы, например память, внимание, особенности мышления, ассоциативную и мотивационную среду, эмоциональное содержание и т. п. у собирательного образа москвича, жителя аридной зоны и Заполярья, то мы не найдем никаких различий в случае завершенной адаптации. Но вместе с тем сочетания этих качеств формируют ряд отличительных особенностей образа москвича от, например, образа сибиряка и т. п. в той его части, которая определяется условиями взаимодействия с экстремальным фактором.
Единство психики у людей, населяющих различные области с экстремальным климатом, вероятно, связано помимо адаптационных механизмов и с более жесткими условиями отбора.


Глава 15
ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ
Рассматривая эту проблему, необходимо сказать, что экологическое сознание, являющееся совокупностью экологических сознании индивидумов, объединенных в группу, коллектив или общество, можно рассматривать как своего рода семантический дифференциал между двумя полярными группами, на одном полюсе которого находится обыденное экологическое сознание, иногда называемое массовым сознанием, а на другом - научно обоснованное.
Согласно теории конструктов Келли, каждый человек является, с одной стороны, наивным экономистом, учителем, врачом, экологом и знатоком природы, с другой - с ним взаимодействуют знакомые ему научные данные. Вкупе они формируют для него свою, индивидуальную систему представлений, взглядов в различных областях жизнедеятельности. В зависимости от ряда привходящих факторов, например уровня образованности, интеллекта, эта система взглядов может в той или иной мере отличаться от научной картины мира, но именно она определяет поведение человека, принятие им решений. Сочетание знаний, полученных непосредственно, воспринятых на веру, и научных знаний формируют имплицитную структуру личности, имплицитную теорию как базу для принятия решений и организации поведения. Исходя из этого можно считать, что два полюса семантического дифференциала - это чистая абстракция, а реальное индивидуальное экологическое сознание находится на одной из точек оси.
Поэтому под обыденным экологическим сознанием мы будем понимать сознание, где ведущее место занимают взгляды, сформированные на основе непосредственного прямого контакта с тем или иным объектом, процессом внешнего мира и тех сведений, которые были получены из некомпетентных источников, в том числе прямо противоречащих данным научного познания и принятых субъектом на веру.
В противоположность этому под научно обоснованным экологическим сознанием будем понимать такое сознание, которое базируется на научном познании, оперирует объективными моделями взаимоотношений внутри природы, между природой и человеком, природой и обществом и включает в сферу своего внимания и заботы интересы общества, человечества в его настоящем и будущем.

Авторы сайта не несут отвественности за данный материал и предоставляют его исключительно в ознакомительных целях

Hosted by uCoz